Бактерии в анализе мочи – причины и расшифровка результата

У здорового человека бактерии в анализе мочи не присутствуют. Если анализ дал подобные показания, то это означает, что органы мочевыделительной системы инфицированы, и иммунная система не может справиться самостоятельно с болезнетворными микроорганизмами.

Почему в моче оказываются бактерии

Если в моче обнаружено много бактерий, это значит, что инфекция проникла в мочевыделительную систему, а оттуда в урину. Путей проникновения инфекции несколько:

Почему в моче оказываются бактерии
  • Восходящий – бактерии проникают в мочевыделительную систему через уретру. Такой путь заражения характерен для женщин в силу того, что у них мочеиспускательный канал короткий.
  • Нисходящий – патогенные организмы обнаруживаются в моче на фоне поражения инфекцией мочевого пузыря или почек.
  • Гематогенный и лимфогенный – болезнетворные бактерии вместе с потоком крови или лимфы попадают в уретру из других очагов воспаления в организме.

Исходя из этого, выделяется два вида бактериурии: истинная – когда микроорганизмы изначально существуют в мочевыделительной системе и уретре, и ложная – когда инфекция проникает из других органов.

Почему в моче оказываются бактерии

Обратите внимание! Наличие в моче бактерий свидетельствует о том, что либо человек инфицирован, либо сбор анализа был проведен неверно. Для подтверждения диагноза «бактериурия» следует провести повторный общий анализ мочи.

Существует также разновидность скрытой бактериурии – она обнаруживается обычно случайно при плановом медицинском осмотре.  При этом пациента не беспокоят ни почки, ни мочевой пузырь, ни нарушения в мочеиспускании.

Почему в моче оказываются бактерии

Но чаще всего в моче появление бактерий сопровождается рядом характерных симптомов:

• Учащенным мочеиспусканием;
  • Болями внизу живота;
  • Неприятным запахом мочи;
  • Появлением кровянистых или слизистых примесей в моче;
  • Болезненностью и жжением, возникающими при мочеиспускании;
  • Болями в промежности;
  • Изменением цвета моча (мутная, с белесым оттенком);
  • Самопроизвольным выделением мочи.
Почему в моче оказываются бактерии

Все эти признаки свидетельствуют о наличии в мочеполовой системе инфекционно-воспалительных процессов, которые требуют немедленного лечения.

Готовим питательную среду

1. Возьмите любую емкость, объем которой вам известен, и налейте туда воды.
  2. Засыпьте в чашку LB из расчета 25 грамм на литр.
  3. Отправьте туда же агар из того расчета, чтобы его доля в растворе была около 1-2%.
  4. Вскипятите всю смесь (сделайте это в микроволновке, например), чтобы агар растворился, а затем дайте ей остыть.
  5. Добавьте в раствор глюкозы из расчета 360 миллиграмм на 100 миллилитр. Можно больше — но в пределах разумного. Можете добавить дрожжевой экстракт: в нем есть факторы роста, нужные некоторым бактериям.
  6. Нагрейте все это до 80 градусов (тут вам пригодится градусник для духовки или просто цифровой термометр с щупом). Все, среда готова.
Готовим питательную среду

Чистосердечное признание Скажем правду: мы этот этап «хакнули» и воспользовались оборудованием лаборатории Бориса Фенюка из Научно-исследовательского института Физико-Химической Биологии им. Мы воспользовались автоклавом для стерилизации среды и ламинарным боксом для всех остальных приготовлений. Поделиться

Формы бактериурии

Истинная бактериурия – это проникновение микроорганизмов в мочевыделительные органы. При этом, они активно размножаются внутри него, вызывая воспалительные процессы.

Формы бактериурии

Ложная бактериурия – проникновение бактерий внутрь мочевыделительной системы, но тогда микроорганизмы не в состоянии адаптироваться к окружающей среде и начать размножаться, т.к. им противостоит иммунная система.

Формы бактериурии

Скрытая бактериурия – случайное выявление бактерий в моче, из-за того, что пациент не жаловался на боли внутри органов. Иногда, такую форму выявляют у женщин «в положении».

Формы бактериурии

Асимптомная бактериурия – устанавливается вследствие нескольких лабораторных исследований посева, который собирается ежедневно, на протяжении 2-х суток. При этом результаты обоих исследований, должны показывать 100 000 и более КОЕ на 1

Методы лечения бактериурии

Инфекционное воспаление лечится с помощью антибиотиков

Методика лечения определяется в зависимости от поставленного диагноза. Бактериурия – это общее название присутствия бактерий в моче. Бактерии могут быть различными, симптоматика интенсивной или отсутствующей, поэтому подбирать лечение нужно только после проведения диагностики.

В большинстве случаев бактериурия требует антибактериальной терапии. Другими способами победить бактериальную инфекцию невозможно. Однако лечение не ограничивается антибиотиками, параллельно могут назначаться другие препараты, а также народные средства для поддержания работы почек и всего организма в целом.

В большинстве случаев лечение включает в себя следующие пункты:

1. Антибиотики. Антибиотики подбираются индивидуально с учетом возраста больного и чувствительности бактерий к тому или иному препарату. Чаще всего назначаются Амоксициллин, Ципрофлоксацин, Левофлокс и т.д. Антибиотики принимаются курсом до 10-14 дней. Прерывать курс нельзя даже при появлении первых улучшений, так как велика вероятность рецидива. У многих женщин после антибиотиков появляется молочница, поэтому параллельно врач может назначить препараты для поддержания микрофлоры.
  2. Гомеопатические препараты. Это препараты на растительной основе, которые обладают мочегонным и противовоспалительным действием. Наиболее эффективными считают Цистин и Канефрон. При наличии бактериальной инфекции они назначаются параллельно с антибиотиками.
  3. Болеутоляющие препараты. Для снятия болевого синдрома могут назначаться анальгетики и спазмолитики типа Спазмалина, Найза, Брала, Но-шпы.

Во время лечения врач посоветует придерживаться постельного режима, сократить физические нагрузки, отказаться от алкоголя и жирной пищи. Также важно соблюдать питьевой режим, но не при любом заболевании нужно много пить, так как работа почек затруднена, и они не смогут выводить жидкость в полной мере.

Возможные осложнения и профилактика

Методы лечения бактериурии

Осложнения могут возникнуть как при отсутствии терапии, так и при неправильном лечении

Читайте также:  Калмирекс уколы инструкция по применению аналоги

Как уже говорилось, бактериурию нельзя отнести к самостоятельным заболеваниям, поэтому и осложнения определяются в зависимости от диагноза. Наиболее опасной является хроническая бессимптомная бактериурия, так как вероятность осложнений увеличивается.

К наиболее частым последствиям этой патологии относятся:

• Бесплодие. Поскольку мочеполовая система представляет одно целое, воспаление довольно часто распространяется на другие органы. Это может привести к бесплодию как у женщин, так и мужчин.
  • Почечная недостаточность. Инфекция может привести к тому, что почки утратят свои функции, токсины перестанут выводиться из организма и начнутся признаки интоксикации. Однако острая почечная недостаточность обратима, если вовремя начать лечение. Функции почек можно восстановить.
  • Прерывание беременности. Если инфекция возникает во время беременности, это может быть опасно как для матери, так и для плода. Инфицирование плода может привести к внутриутробной гибели или преждевременным родам.
  • Эклампсия. Это патология, которая встречается у беременных женщин. Опасность эклампсии в том, что артериальное давление сильно повышается, что опасно не только для ребенка, но и для матери. Это состояние может привести к летальному исходу, поэтому требует экстренного родоразрешения. Одной из причин возникновения эклампсии на поздних сроках являются почечные заболевания.
  • Анемия. Если инфекция достаточно сильная, появляется кровь в моче, что указывает на повреждение сосудов. При постоянном кровотечении развивается анемия.

Подробнее о бактериологическом исследовании мочи можно узнать из видео:

Меры профилактики заключается в основном в поддержании иммунитета. Также важно соблюдать правила личной гигиены, регулярно менять полотенца, использовать средства защиты при половом акте, так как часто именно заболевания, передаваемые половым путем, являются причиной бактериурии.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Внешнее строение

Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой — клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придаёт бактерии постоянную, характерную для неё форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки. Она проницаема: через неё питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи — капсула. Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень небольшой. Капсула — не обязательная часть клетки, она образуется в зависимости от условий, в которые попадают бактерии. Она предохраняет бактерию от высыхания.

На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики (один, два или много) или короткие тонкие ворсинки. Длина жгутиков может во много раз превышать разметы тела бактерии. С помощью жгутиков и ворсинок бактерии передвигаются.