Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

T.V. Kustova1, T.E. Taranushenko1, I.M. Demyanova2 1 

Комплексный подход к реабилитации детей с ЗПР

Реабилитация детей с ЗПР в нашем центре предполагает комплексный подход. Мы задействуем специалистов различного профиля и множество эффективных методик. Среди них:

  • логопедия. В центре проводятся индивидуальные и групповые занятия с логопедом, сенсорный и классический логопедические массажи, логоритмика. В рамках программы дети освоят фонематический слух, правильное звукопроизношение и пр.;
  • АВА-терапия. Дети могут заниматься с терапистом индивидуально и в группе. Терапия эффективна, если необходимо привить ребёнку необходимые навыки или скорректировать его поведение;
  • биоакустическая коррекция. Физиотерапевтическая процедура, запускающая в организме процессы восстановления и регуляции мозга. Метод безопасен, проходит в комфортных для детей с ЗПР условиях и не имеет возрастных ограничений;
  • сенсомоторная коррекция. Комплекс упражнений, позволяющих компенсировать базовые сенсорные и моторные нарушения. Без этого развитие высших психических функций невозможно;
  • сенсорная интеграция. Специалисты помогут ребёнку с ЗПР в формировании корректного восприятия окружающего мира, на базе которого разовьётся его сенсорная сфера: тактильные ощущения, восприятие звуков, пространственное мышление и так далее.
Комплексный подход к реабилитации детей с ЗПР

Задержка психического развития – это патология, влияющая на все сферы жизни ребёнка. Без комплексного подхода здесь не обойтись. Поэтому в реабилитационную программу нашего Центра также включены занятия по продуктивной деятельности и коммуникациям, вокалотерапия, АРТ-терапия, иппотерапия (взаимодействие с лошадями) и дельфинотерапия, адаптивная физкультура. Также 2 раза в неделю проводятся индивидуальные нейропсихологические сеансы. Всё это поможет ребёнку достичь нормального уровня психического развития. Если вы столкнулись с проблемой, не откладывайте её решение на потом. Запишитесь на приём к нашему специалисту уже сегодня!

Причины нарушения психики

Некоторые отклонения ментального здоровья могут быть вызваны причинами абсолютно понятными, например, поражение определенного участка или всей площади мозга, черепно-мозговая травма, интоксикация или проблемы с сосудами. В то время как депрессия, шизофрения и ряд других заболеваний не привязаны к определенному фактору и даже при многочисленных исследованиях до сих пор не удалось установить однозначную причину развития патологий.

  • внутренние (генетика; нарушения развития на определенном этапе беременности; отклонения развития в раннем возрасте; заболевания соматического характера, что влияют на работу головного мозга; иммунологические нарушения; гормональный сбой и пр.);
  • внешние (хроническое стрессовое состояние; алкогольная и наркотическая интоксикация; последствия инфекций энцефалита или менингита; черепно-мозговые травмы; воздействие радиации).
Читайте также: 

Чаще всего, причинами психических расстройств становится комбинация различных факторов, когда, к примеру, ослабленный инфекциями организм попадает в сильную стрессовую обстановку. Наличие каждого фактора и его уровень действия на определенного человека должен быть оценен опытным специалистом.

К нарушениям ментального здоровья большинство врачей подходит как к многофакторному заболеванию, поскольку даже при известной основной причине возникновения проблемы, сопутствующие моменты также играют не последнюю роль и должны быть учтены в процессе лечения. К ним относятся:

  • условия жизни человека;
  • особенности воспитания и традиций в семье;
  • окружающий социум;
  • общее состояние здоровья;
  • обстановка на работе и в семье;
  • самобытность.

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.
Диагностика заболевания

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Читайте также:  Какой гормон отвечает за либидо у женщин?

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Лечение нарушений

Лечение и реабилитация при психологических нарушениях проводятся методами детской психотерапии. При поведении с выраженными нарушениями, которые не позволяют установить контакт, используется медикаментозная терапия. Поведенческая терапия используется для устранения нежелательных форм поведения и привития полезных навыков. Подход структурированный, при котором проводится анализ поведения, определяются этапы коррекции, вырабатываются новые поведенческие программы. После поведенческой терапии вводят групповые психологические тренинги. Они предназначены для социализации ребенка.

Проходят в игровой форме, направлены на отработку взаимодействия между детьми.

Для системной реабилитации необходим индивидуальный подход. Он создает условия компенсации и восстановления нарушенных сфер жизни и деятельности.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.
Рекомендации родителям

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Читайте также:  Болезнь Ниманна-Пика: симптомы и лечение

Классическая лекарственная терапия

Медикаменты при синдроме мышечной дистонии у детей назначают только при условии врожденных нарушений работы центральной нервной системы, при наличии задержки развития. В группу наиболее безопасных лекарственных средств входят:

«Церебролизин». Оказывает общий релаксирующий эффект. Снимает симптомы нервного перевозбуждения, спастические и судорожные расстройства, помогает избавиться от чрезмерной активности – ее еще называют вынужденной. Назначается врачом при обнаружении грубых поражений вегетативной нервной системы, легкой степени умственной отсталости, родовых травмах – вывихах, подвывихах. «Пантокальцин». Помогает контролировать процессы расслабления/возбуждения. Выписывают на начальных стадиях развития церебрастенического синдрома. «Семакс». Этот препарат помогает активизировать некоторые зоны головного мозга, повышает внешнюю возбудимость. Назначается врачом при состояниях, связанных с угнетением работы высшей нервной деятельности. А также после травм бытового характера, общей заторможенности и вялости. «Мидокалм». Это лекарственное средство регулирует процессы ВНД за счет стабилизирования мозгового кровообращения. «Солкосерил». Седативный препарат, выписывается при наличии множественных патологий развития. «Баклофен». Также относится к группе седативных средств. Витамины группы В. Оказывают положительное воздействие после комплексной терапии, в качестве профилактики.