До 3 лет не читать никаких сказок?

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Сказка была всегда

А кто, собственно, первый сочинил сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, пожалуй, нужно знать, как появился наш мир, ведь предшественник фольклорной сказки, по мнению некоторых ученых, миф – сказание о мире, человеке, о происхождении всего сущего. А миф – он миф и есть, поэтому пока точного ответа нет…

Про сказки же известно наверняка, что многие их сюжеты возникли не только до появления письменности, но и до возникновения современных европейских языков, поэтому изначально сказка – жанр устного народного творчества. Схожесть же сюжетов сказок разных народов мира объясняется общим «прародителем» сказок, сюжетом, переходящим от одного народа к другому. Но как у сказок американских индейцев и русских народных сказок возникли общие сюжеты, когда эти народы никогда не пересекались на пути своего развития? Эту загадку ученым разгадать пока тоже, увы, не удалось.

Сказки на ночь: что читать?

Хотите, чтобы отход ко сну был максимально комфортным для ребенка и не затягивался на долгие часы? Подготовьте не только карапуза, но и себя. Забудьте обо всех проблемах на работе и дома. Отключите свои мысли от непрочитанных новостных лент. Не переживайте о том, что не успели написать парочку очередных комментариев в и не просмотрели спортивные каналы. Поверьте, мир не рухнет, если вы оставите его без вашего участия на 15-30 минут. И любимая команда без вас не проиграет. А вот своему малышу вы очень нужны, он ждал вас весь день! Подойдите к священному действию «Сказка на ночь» со всей ответственностью.

Какую же сказку выбрать для 2-3 летнего карапуза? Если ваша фантазия позволяет самостоятельно придумывать сказки, прекрасно! Сочиняйте, рассказывайте и удивляйте или вспоминайте весёлые истории из своего детства. Можно пересказать сюжет любимого малышом мультфильма.

Сказки на ночь: что читать?

Но начать можно и со старых добрых русских сказок, в которых так много мудрости. Малыши с удовольствием их слушают. Они просты и понятны.  «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Это короткие сказки для детей. Они хороши ещё и тем, что в них много раз повторяются одни и те же фразы. Это развивает память и ненавязчиво пополняет словарный запас. Очень скоро вы заметите, как ребенок самостоятельно начнёт рассказывать эти сказки.

Не удивляйтесь, если за один вечер малыш попросит рассказать вас одну и ту же сказку несколько раз. Это очень хорошо и означает, что сказка выбрана правильно. Она не пугает ребенка, ему всё ясно и понятно. И ему нравится вновь и вновь проживать эмоции, вызванные ей. Вполне вероятно, что одну и ту же историю вам придется рассказывать много дней подряд.  Не торопитесь менять «репертуар», не настаивайте на прочтение чего-то нового. Нервная система карапуза ещё не сформирована до конца и ему нужно чуть больше времени на переваривание и осмысливание информации. Поддержите его желание развиваться. Дайте малышу насладиться любимой историей сполна.

Культура

Как выбрать полезную сказку для малыша 26 июля 2010 13:38 Ольга Енина, психолог-психоаналитик Европейской конфедерации психоанализа версия для печати Читайте истории ребенку для его возраста.

Вопрос, какие сказки читать детям разных возрастов, как правильно выбрать сказку, которая будет действительно полезной малышам, на самом деле волнует много родителей.

Даже в Древней Греции находят наскальные рисунки, где изображены некие сказочные сюжеты. Сменяются эпохи, изменяется уклад жизни людей, меняется мода на одежду, и только сказки остаются с нами на протяжении веков. Почему это происходит? На самом деле сказки были, есть и будут прекрасными мечтами многих людей, которые могут исполниться.

Читайте также:  Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Такие сказки, измененные режиссерами, смотрят на нас с экранов зрительного зала, и сердце девушек вновь и вновь замирает от повторяющейся истории про Золушку.

Есть несколько основных правил выбора полезной сказки

В сказке, которую мы начинаем читать малышу, все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить с героями на протяжении всего сюжета, но в конце добро обязательно должно победить. Для ребенка это будет означать, что мир полон добра и несправедливость всегда будет наказана. Таким образом, жизнь ребенка наполняется светом и улыбкой.

Другое важное условие доброй сказки такое: те персонажи, которые в сказке выглядят маленькими и беспомощными, должны побеждать. Когда мы читаем сказку своему малышу, он идентифицируется с образами маленьких персонажей.

Ведь он и сам маленький. Поэтому, когда более слабые персонажи сказки остаются победителями, Ваш ребенок торжествует. Он получил компенсацию за свою беспомощность перед этим миром.

И еще, такие сказки показывают маленькому ребенку, что, несмотря на то, что ты мал и многое не умеешь, ты можешь добиться своего, если, конечно, будешь очень стараться.

Каждый малыш выбирает в читаемой сказке любимый персонаж, который всегда находит выход из трудных ситуаций и даже, если ему трудно, то он может справиться с этим. Это очень важный момент каждой сказки. Так ребенок, проходя вместе с любимым персонажем по волнам сказочной истории, набирается опыта и затем, уже, будучи взрослым, именно так движется по жизни, встречаясь с трудностями и преодолевая их.

Страшные сказки

Сказки порой полны препятствий и достаточно страшных моментов. Многие родители стараются не читать детям страшных сказок, полагая, что они могут начать бояться чего-то в жизни после таких сюжетов.

Скажу так. Если до прочтения страшных сказок у ребенка уже появились страхи, то страшные сказки, конечно, могут их усилить. Здесь важно, чтобы уровень страха в читаемой сказке был переносим для Вашего малыша. Поэтому очень важно читать сказки в соответствии с возрастом ребенка.

Сказки — по возрасту

Так, самым маленьким деткам, примерно до полутора лет лучше читать сказки: «Колобок», «Курочка – ряба», «Репка», сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют только животные и переживания, которые происходят с персонажами этих сказок, переносимы для малыша.

Для деток чуть старше можно предложить сказки с чуть более сложным сюжетом, а именно: « Зайка-зазнайка», «Заяц и лиса», любые другие сказки с сюжетами о животных.

Детям 4-5 лет уже можно рассказывать сказки, где наряду с персонажами зверей появляются люди. Это такие сказки, как: «Маша и медведь», « Гуси-лебеди», « Раковая шейка», «Кот в сапогах» и любые другие, которые вы подберете для своего малыша.

У детей пяти лет преобладает магическое мышление, и они, действительно, верят в волшебную палочку и другие чудеса. В связи с этим волшебные сказки предлагаются детям постарше. Тут приходит время «Золушки», «Дюймовочки», «Русалочки» и любых других сказок, в которых происходят чудеса и волшебные превращения.

Для детей старшего возраста очень полезны сказки: « Снежная королева», «Волшебник изумрудного города», «Щелкунчик», « Двенадцать месяцев».

Всегда важно читать сказки своего народа. Те, которые впитали многое от культуры и исторических традиций Родины. Когда малыш маленький, ему лучше читать русские народные сказки, потому что они полны мудрости наших дедов и отцов.

Авторские сказки лучше читать детям постарше, потому что в авторской сказке обычно много личных переживаний автора и маленькому ребенку их еще трудно понять и принять.

Об авторе: Ольга Енина, психолог-психоаналитик: детская, семейная и подростковая психотерапия. Опыт работы с детьми более 10 лет. Как связаться: [email protected]

Задать вопрос нашему эксперту в рубрику можно по адресу: [email protected]

 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: , «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники

Читайте также:  Как доставить удовольствие мужчине: секреты и советы психологов

От незнания к знанию, от знания к фантазии

Суть не в хронологическом возрасте в 2—3 года и не в сказках самих по себе. Дело в другом: ребёнок рождается предельно неосведомлённым.

Малыш не знает, что, как и к чему в этом новом для него мире. Но у него есть врождённое подозрение, что вы, заботящийся о нём, значимый, любимый взрослый, — знаете. И ребёнок начинает слушать взрослых, наблюдать за взрослыми, копировать их и спрашивать. Всё, что происходит с ребёнком в раннем возрасте, принимается за точку отсчёта, за норму. Всё, что демонстрирует взрослый — за образец и истину. Поэтому мы во всём сначала показываем ребёнку основную функцию предметов, значение, смысл.

Эта задача касается абсолютно всего, а не конкретно сказок. Развивая речь, мы сначала называем предметы общеупотребительными названиями, а не многословными поэтическими эпитетами. Мы учим детей, что ложкой едят, а на стуле сидят. Что рисуют на бумаге и доске для рисования, а не стене или полу. Когда ребёнок твёрдо усвоил это, он может сделать из пластиковых ложек поделку, встать на стул, чтобы дотянуться до чего-то, покрасить обои под покраску на стенах.

Приблизительно в первые три года происходит формирование основы личности и первых базовых представлений о мире. Даже дети постарше часто попадают впросак, чему много курьёзных свидетельств об интерпретации ими поговорок и строчек из песен: «крепись, коза, а то мамой будешь», «красавица Икуку» и т. п.

Важно не забывать о том, что мы и опыт, который мы помогаем получить малышу, — источник информации. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ему пройти путь от незнания к знанию, а от знания к фантазии.

Как знакомить ребёнка с окружающим миром:

  1. Сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит.
  2. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – «вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п.
  3. Затем, по мере увеличения словарного запаса, можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел

Правила эффективного чтения сказок

Полезно: Учим ребенка ползать – полезные рекомендации для родителей

С некоторыми правилами вы уже знакомы: учет возраста и интонационная насыщенность. На некоторых детских книжках указан рекомендованный возраст для чтения, но вы должны всегда перед покупкой бегло просматривать картинки и содержание. Когда будете читать малышу, показывайте ему картинки, жестикулируйте, подражайте голосам персонажей. Помните, что крохе сейчас важен не смысл прочитанного текста, а его эмоциональное восприятие. Чтение с выражением поможет ребенку сориентироваться в вашем отношении к героям сказки, а также позднее выработать свое собственное отношение.

При чтении необходимо учитывать следующие моменты:

  • Время суток. Днем желательно читать сказки с ярким, захватывающим сюжетом, а вечером – спокойные, умиротворяющие.
  • Концовка. Выбирайте сюжеты с хорошим, добрым концом. Детская психика легкоранима, лишние переживания и стрессы ей не нужны. Сказки, показывающие активную борьбу добра со злом, воспитывают в маленьком человечке веру в победу над всем плохим.
  • Чтение с желанием. Если вы относитесь к чтению, как к ежедневной тяжкой обязанности, то лучше оставьте его. А еще лучше — приобретите сборник аудиосказок. Помните, мультфильмы никогда не заменят той роли, которую играет сказка в жизни вашего ребенка!

Когда малыш подрастет и начнет понимать смысл прочитанных текстов, с ним можно будет проводить воспитательные беседы, спрашивать, чему нас учит та или иная сказка. Не забывайте и о тактильном контакте: ребенок с удовольствием посидит у вас на руках, ощутит мягкие поглаживания по голове. Сказка может стать для вас отличным объединяющим моментом. А когда кроха заговорит, наградой вам будет просьба: «Мам, почитай мне…».

Читайте также:  Алкоголь + шизофрения – смертельная комбинация

Сказки для чтения детям: выбираем по возрасту

Мне бы хотелось поговорить о том лучшем, что есть у нас с вами — о детях. Не хочу тратить ваше время на чтение различных советов по воспитанию, их тысячи и их легко можно найти на других ресурсах.

Я активно поддерживаю тех родителей, которые дают своим детям свободу и которые позволяют им самостоятельно исследовать мир, без назиданий, без давления авторитетом.

В воспитании своих детей стараюсь придерживаться этих же принципов.

Мы с вами знаем, что лучший источник мудрости — это книга. Сам я постоянно читаю своим детям сказки.

Те, кто интересуются моей деятельностью, знают, что не так давно я создал даже мобильное приложение KIDS`Corner, посвященное детским сказкам, а также написал собственную книгу сказок «Белый лист».

Но сегодня мне хотелось бы поговорить, конечно, не о себе. Давайте выясним, какие же сказки стоит читать своим детям.

Лучшие помощники

Для начала скажу, что правильно выбранные сказки — хорошие помощники в воспитании. Они избавляют нас от чтения нотаций. При выборе постарайтесь учесть характер вашего ребенка и его, уже начавшие формироваться, интересы.

Если ваш малыш гиперактивный, то не стоит читать ему сказку, главным героем которой является проказник. Хотя, с другой стороны, если потом за свои проказы герой будет наказан, то сказка может быть хорошим и увлекательным наставлением.

Существует заблуждение, что детям нельзя читать страшные сказки. Я не согласен. Не нужно растить детей в коконе. Они должны знать, что мир разный. Конечно, здесь главное — не переусердствовать.

Восприимчивые и чувствительные дети могут сильно испугаться.

✓ Дети до 3-х лет

В этом возрасте я советую брать самые простые сказки. Хорошо, когда они сопровождаются наглядностью. Если вы читаете рядом с малышом, книжка должна быть яркой, с движущимися аппликациями и прочим. Сейчас есть много всего интересного. Продаются книжки со световыми и звуковыми эффектами.

Может быть, не всегда стоит делать на них ставку, но первоочередная задача — заинтересовать! В сказке должно быть много повторений «катится Колобок, катится» и так далее. Их можно «разыгрывать по ролям», озвучивать каждого персонажа другим голосом, строить рожицы.

Любовь к книге начинаем прививать с игры.

5 шагов к счастью или Что почитать с малышомВсем нам хочется сделать счастливыми наших детей. И все в наших руках. Вот 5 шагов к счастью малыша, в которых могут помочь книжки.

✓ Дети 4−5 лет

Дети начинают активно фантазировать! Они интересуются сказками, где главные герои близки им по духу. Мальчикам нравится слушать истории про смелых и отважных героев, находчивых животных. Девочки же предпочитают сказки о принцессах и милых лесных обитателях.

В этом возрасте сказки играют важную социальную роль во взрослении ваших детей. Через них ребенок учится преодолевать зависть или страхи, которые начинают возникать. С помощью сказок, например, можно помочь ребенку избавиться от боязни темноты.

Обязательно предварительно прочтите сказку сами и оцените, подходит ли она для восприятия вашего ребенка.

✓ Дети 5−6 лет

В этом возрасте уже смело можно читать все те сказки, в которых вы сомневались полтора года назад. Самое главное, чтобы ребенку был интересен сюжет. Дети уже сочувствуют герою, переживают с ними все повороты. Очень полезно в это время начать сочинять сказки вместе с ними. Все это очень интересно и хорошо развивает фантазию. Актуальны длинные сказки, сказки с продолжением.

✓ Дети 6−7 лет

Ваш ребенок достиг в своем развитии «переходного» этапа. Совсем скоро он пойдет в школу и жизнь его кардинально изменится. Он станет более самостоятельным. Возможно, сказки помогут вам и в этом случае. Стоит почитать ему, а уже, быть может, и вместе с ним сказки о находчивых героях, которые преодолевают препятствия и помогают победе добра.

В этом возрасте дети уже считывают подтексты. И, кстати, продолжают активно фантазировать, поэтому продолжайте сочинять сказки вместе. Совместное прочтение сказок должно обязательно сопровождаться беседой. Попросите ребенка дать оценку тем или иным поступкам героя. Спросите, а как он бы поступил в данном случае, расскажите свою точку зрения.

Подводя итог, скажу, что начинать читать детям сказки нужно с самого раннего возраста. Это способствует укреплению отношений между вами, развитию вашего малыша, его взрослению. Все, что вы не скажете ему напрямую, он почерпнет из сказок. Читайте вместе, фантазируйте, размышляйте, играйте в эти сказки. Все это сделает детство вашего ребенка самым незабываемым.