Гиперактивность у грудничков: симптомы, признаки и лечение

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное расстройство развития проявляется в поведенческих отклонениях. Ребенок постоянно активен, испытывает затруднения с концентрацией внимания, из-за чего возникают проблемы с учебой. Не следует лечить ребенка самостоятельно, требуется помощь специалиста.

Определение понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологический диагноз, проявления которого не поддаются произвольному контролю со стороны больного. По МКБ-10 патология классифицируется как нейроонтогенетическое расстройство. Основными компонентами недуга являются импульсивность, слабая концентрация внимания, гиперактивность. Соответствующий диагноз врач ставит при наличии нескольких признаков СДВГ. Патология обусловлена неправильным функционированием головного мозга.

Определение понятия

По статистическим данным, это заболевание обнаруживается у 10% детей подросткового возраста.

Активность: где грань и откуда формируется?

Если на уроках физкультуры энергичность получает положительную оценку от преподавателя, то на рабочем месте от сформировавшегося человека требуют придерживаться компетентности, вежливости и моральных норм поведения в обществе. Выраженная неусидчивость воспринимается как инициативность, но она же и негативно влияет на жизнедеятельность индивида.

Точная причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых неизвестна, но отмечается, что состояние часто проявляется на генетическом уровне. Исследования в области клинической психологии демонстрируют и различия в мозговой активности пациентов.

Существует также ряд возможных факторов, которые могут повлиять на возникновение синдрома:

  • Недоношенность младенца. Ранние роды.
  • Маленький вес при рождении.
  • Злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками в период беременности.
Активность: где грань и откуда формируется?

Распространенным заблуждением остается, что энергичные дети перерастают синдром гиперактивности. На самом деле не существует периода затишья, поскольку симптомы проявляются и в зрелом возрасте. Среди студентов отмечена тенденция плохой успеваемости из-за невозможности сосредоточиться на учебном материале, что приводит к трудностям в получении образования. Гиперактивность у взрослых встречается повсеместно вне зависимости от интеллектуальных способностей и коммуникативных навыков.

Нейроповеденческое расстройство влияет на повседневное функционирование человека в различных условиях. Синдром ярко выражается в личных отношениях, где пациенты жалуются на инфантильность партнера, а также в обществе, когда кажется, что коллеги, друзья и знакомые слишком медлительны.

Важно придерживаться правильного лечения, которое поможет в дальнейшем вписываться в нормы общества. В настоящее время разрабатываются стратегии для лечения гиперактивности у взрослых для преодоления жизненных трудностей, проблем и непредвиденных ситуаций, поджидающих на каждом углу.

Как проявляется

Как правило, симптомы гиперактивности начинают активно проявляться в возрасте от 4 до 7 лет. Хотя первые звоночки можно заметить в более раннем возрасте, но их легко спутать с обычным поведением.

  • Нарушение засыпания. Малышу сложно уснуть самостоятельно, даже если он сильно устал, тогда он плачет и беспокоится.
  • Повышенная возбудимость, впечатлительность, чувствительность к внешним раздражителям и смене обстановки.
  • Неспособность удерживать внимание на каком-либо объекте или действии долгое время.
  • Несобранность, неспособность рационально организовать свои действия.
  • Слабая способность к запоминанию информации, забывчивость.
  • Частые резкие движения, подъемы с места, выпрыгивание, ерзание на стуле.
  • Резкие перепады настроения, капризность, истеричное поведение.
  • Сильная привязанность к матери, боязнь других людей.

Знаете ли вы? Несмотря на то что диагноз ставится довольно часто, действительно от СДВГ страдает всего 3-7% детей всей планеты.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Основные признаки

Выявить патологию у грудничков сложно, ведь характер ребенка, его темперамент и модель поведения еще не определены в полной мере. Он еще не может выражать эмоции, характеризовать свое состояние.

Что может свидетельствовать о наличии отклонений:

  • Нарушение сна, когда ребенок может по нескольку раз просыпаться, реагируя даже на самый незначительный шум. Часто такие детки путают режим дня, то есть днем спят практически все время, а ночью бодрствуют.
  • Повышенная двигательная активность. Конечности постоянно двигаются, незначительная активность наблюдается и в периоды сна.
  • Сильный и продолжительный плач. Малыш кричит даже тогда, когда не ощущает голода, боли или дискомфорта.
  • Чрезмерная напряженность мышц, гипертонус.
  • Обильные срыгивания, переходящие в рвоту, которые наблюдаются как сразу после кормлений, так и через некоторое время.
  • Повышенная возбудимость. Из равновесия ребенка могут вывести любые раздражители, например, яркий свет, звуки.
  • Малыша очень сложно пеленать: он активно сопротивляется.
  • Он обращает внимание на игрушки, однако, такое внимание имеет краткосрочный характер.
  • Он негативно реагирует на присутствие посторонних, малознакомых людей.
Основные признаки

Эти симптомы могут проявляться и у здоровых деток, однако, это происходит периодически, например, если их что-то беспокоит (колики, голод, мокрые пеленки).

Читайте также:  17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка

У гиперактивных деток подобные проявления имеют постоянный характер.

Диагностика и коррекция СДВГ

Чтобы поставить диагноз СДВГ, доктор опросит ребенка и родителей. Несовершеннолетнему придется заполнить несколько опросных листов. Потребуется консультация педиатра, психиатра и невропатолога.

Когда доктора определят наличие заболевания, будет назначено лечение. Препарат, дозировка и схема приема подбирается индивидуально для каждого случая. Используются психостимуляторы, антидепрессанты, симпатомиметики, ноотропные средства.

Ребенку прописывают специальную диету. В сутки ему необходимо употреблять 1000 мг кальция, от 180 до 400 мг магния, жирные кислоты омега-3. Гиперактивный ребенок должен в достаточном количестве употреблять в пищу продукты, содержащие холин и лецитин: яйца, мясо, рыбу, печень.

Используются дыхательные практики, лечебная гимнастика, физические упражнения. Чтобы улучшить кровоснабжение мозга, применяется массаж шейного отдела позвоночника. Начинать курс такого массажа рекомендуется с раннего возраста.

Диагностика и коррекция СДВГ

Полезна работа с сыпучими материалами: песком, крупой, фасолью. Кроме того, хорошо помогают вода и глина. Занятия с этими предметами позволяют развить мелкую моторику, улучшить речь, научиться сосредоточенности.

У ребенка должен быть режим дня. Пробуждение, приемы пищи, купание и отход ко сну должны совершаться в одно и то же время ежедневно.

Для лечения гиперактивности у детей полезно слушать музыку. Лучше выбирать классические произведения.

Спососбы коррекции гиперактивных детей

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Читайте также:  Острый психоз: как распознать и что делать

Обычные сопутствующие признаки

Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведение

Оно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.

Проблемы с социальными отношениями

Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.

IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.

Специфические проблемы с обучением

Возникают даже у тех, у кого высокий IQ.

Неуклюжесть и незрелость неврологического развития

История специфической задержки развития

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Советы психолога

Для родителей, ребенок которых отличается повышенной активностью, у психологов есть ряд рекомендаций, помогающих без особых сложностей справиться с нежелательными проявлениями. Основные правила:

  • в садике или школе обязательно поговорить с воспитателем, учителями, предупредить об особенностях своего чада, которое требует особого внимания и отношения;
  • не допускать вседозволенности, не идти на поводу у малыша – к истерикам нужно относиться с терпимостью, но настаивать на своем;
  • обязательно регулярно навещать специалиста, обсуждать достижения, обговаривать каждый шаг своего поведения;
  • четко соблюдать режим дня – сон, игры, отдых, чтение должны происходить в определенное время;
  • помнить о последовательности – требовать от малыша поочередного выполнения поставленных задач (уборки игрушек, выполнения уроков, мытья рук);
  • четко формировать требования, стараться не говорить пространными витиеватыми предложениями.

Главное правило – всегда показывать ребенку, что он небезразличен взрослым, поощрять его, хвалить, даже если повод совсем незначительный.

СДВГ – проблема, с которой нужно бороться настойчиво и упорно, причем делать это нужно сообща, участвовать должны родители, родные люди, учителя, даже знакомые. Только таким образом получится справиться с проявлением, которое во взрослой жизни может причинить немало проблем – дети вырастают с неустойчивой психикой. Всего за год-два у родителей получится справиться с любыми симптомами и проявлениями гиперактивности, но для этого придется приложить немало терпения.