Игры и развивающиеся занятия для детей с аутизмом

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.
Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения. Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Читайте также:  Что заставляет мужчин изменять женщинам?

Зрение и пространственные представления

Для развития зрения (если ребенок зрячий), нам послужат все те же предметы. Игрушки для работы с идиотами необходимо выбирать из качественных материалов, поскольку они часто тянут их в рот, стучат ими. Предметы должны быть красочными, привлекательными, контрастных цветов, имеющими развивающее содержание. Предпочтительные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Игрушки также призваны развить эмоционально-эстетические представления.

Одним из первых упражнений на возбуждение и развитие зрительного внимания является фиксация взгляда ребенка на предмете. Находкой здесь стали мягкие мячи Фрёбеля. Разноцветные мячи связаны из шерсти, набитые пряжей, держатся на ниточке. Шерстяная материя очень эластична, ребенок может сжать мяч в ладони, играя «есть или нет». Красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый и белый цвета развивают мышление с опорой на зрительный анализатор. Покачивание на ниточке такого мяча вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад развивает пространственные представления.

Не менее известны игрушки того же Фрёбеля – деревянный шар, кубик, цилиндр разных цветов. С их помощью ребенок осваивает формы и функции. Шар катится, кубик устойчив, цилиндр может выполнять и то, и другое действие в зависимости от его расположения в пространстве.

Двигательная сфера и мышление

Развитие движения малоподвижного больного можно начинать с элементарной игры «держи – не урони», кладя предмет в ладошку. Ежедневно выполнять гимнастику для губ (улыбка), кистей рук (сожми-разожми), шеи (поверни голову) и т.п. (в зависимости от возможностей ребенка).

Если у малыша есть внимание и сформированы элементарные представления, можно сортировать предметы по цвету, форме, например, красный мяч в красную коробочку, синий – в синюю, мяч в круглую чашку, кубик в квадратный конструктор. Игрушки должны развивать координацию, точность движений, хватательный навык, зрительное и слуховое внимание.

Читайте также:  Гороскоп здоровья на декабрь 2020 года Козерог

После развития манипулятивных точных действий с предметами у ребенка с идиотией можно формировать мыслительные операции и речь в играх «кто или что это», «построй башню», «посчитай» и т.п. Все движения сопровождаются речью.

Материалы и упражнения для развития

Кроме кубиков и мячей в работе с тяжелыми детьми используются также рамки с застежками, цветные таблички и вкладыши, металлические предметы, игрушечные лестницы, красные штанги, геометрические тела, треугольники, комоды с выдвижными ящичками, живые растения. Используем такие упражнения, как переливание воды, шагаем пальчиками по лесенке, чистим металл, ходим по линии, ухаживаем за живыми цветами и т.п. Можно придумать свое упражнение, направленное на развитие минимального бытового навыка.

Со временем умственно отсталый ребенок может научиться застегивать пуговицы, молнию, надевать шапку, брюки, держать ложку, карандаш, освоить и другие бытовые навыки.

Сенсорная комната

Если больного можно вывезти из дома, то одним из эффективных средств возбуждения внимания и развития сегодня стали сенсорные комнаты. Оборудованы они таким образом, что происходит одновременное воздействие на все органы чувств. Сенсорные стимулы воздействуют также на поле обмена информацией на вербальном и невербальном уровне.

Работа в сенсорных комнатах ведется специалистами и направлена на снижение тревожности, агрессии, активизацию чувственного восприятия, релаксацию, развитие у детей общения.

Появление таких комнат говорит о том, что детям с ТМНР уделяется особое внимание. Нужно сделать хотя бы первый шаг! Тогда первая реакция умственно отсталого ребенка будет и вашей победой тоже.

Как воспитывать ребенка с ограниченными возможностями – советы психолога

Читайте также:  Змея — китайский гороскоп на 2021 год

сенсорная интегративная терапия

Диагностика

Установить данный диагноз можно с 3-х лет, хотя первые симптомы могут проявляться, начиная с года. ЗПР часто диагностируют при поступлении в школу, т.к. до этого момента все проявления связывают с маленьким возрастом.

Для подтверждения диагноза создается специальная комиссия, в которую входят учителя, педиатр и другие детские врачи, психологи и родители. Данная комиссия решает вопрос об использовании различных вариантов обследования, а также:

  • использует данные, полученные в результате осмотра неврологом, психиатром, а при необходимости — и другими врачами;
  • проводит нейропсихологическое тестирование;
  • исследует интеллектуальное развитие разными методами и с помощью различных упражнений;
  • назначает магнитно-резонансную и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалограмму;
  • дифференцирует ЗПР от олигофрении, инфантилизма и аутизма.

Иппотерапия

Еще один метод реабилитационного мероприятия — иппотерапия. Заключается в общении больного ДЦП с лошадью. Общение не похоже на общение с дельфином, где пациент находится рядом с животным. В данном случае происходит обучение верховой езде.

Польза такого метода заключается в рефлекторном сокращении мышц больного. В частности, пациент, находясь на лошади, неосознанно сжимает ноги, обхватывая туловище животного, старается не упасть. Кроме того, начинают работать остальные мышцы.

Лошадь, в свою очередь, двигаясь, отдает свое тепло и осуществляет массажный эффект — массирует ноги больного и таз.

Иппотерапия

В том случае, если нет возможности посещать ипподром или обучаться верховой езде, альтернатива иппотренажер. Естественно, тепло лошади он не заменит, да и сам факт общения с живым существом, но остальные функции, перечисленные выше, заменит с лихвой.

Занятия с инструктором (один из этапов)

Еще один неоспоримый плюс такого тренажера — возможность его размещения дома.