Исследование творческого мышления

Гораздо чаще в жизни приходится решать задачи и проблемы, требующие нетривиального подхода, чем стандартного. Для этого нужно мыслить творчески, неординарно. Подобное умение следует тренировать с детства. Развитию творческого мышления дошкольников в настоящее время уделяют серьезное внимание, создавая специальные программы и подборки упражнений, а также приобщая детей к искусству.

Понимание темы исследования творческого мышления

При изучении креативности принято выделять одну главную сторону исследований, которая берет свое начало с многофункциональной творческой способности. В таком направлении изучают взаимосвязь между интеллектом и самой креативностью. Многие из психологов уверены в том, что в каждом из мыслительных процессов сочетаются продуктивные и репродуктивные компоненты. Все внимание зачастую уделяется выявлению идеи творческого мышления. Каждый из ученых трактует свое понимание в области исследования творческого мышления.

И.Я. Лернер рассматривает творческое мышление по его продукту. Каждый из учащихся в процессе творческой деятельности открывает что-то новое, проявив этим свою индивидуальность.

В.Н. Дружинин характеризует творческое мышление, как процесс, напрямую относящийся к модификации знаний.

По мнению Я.А. Понамарева, само содержание творческого мышления относится к процессу интеллектуальной деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер и другие психологи выделяют самым главным признаком нестыковку цели и ее результата. Также психологами была выделена единица, которая измеряла творческое мышление. Она называется «интеллектуальная инициатива». Такая единица понимается как целостность всех умственных способностей, а также мотивационной структуры.

Методы активизации творческого мышления: с чего начать

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М. Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Читайте также:  Как избавиться от страха темноты: полезные советы

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

Основные виды активизации творческого мышления — типология

В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

Активизация творческого мышления

  1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
  2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
  3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Читайте также:  СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Может быть интересно

  • Как выявить свой талант? 11 талантливых современников
  • Развитие личности — как развить творческие способности взрослому самостоятельно
  • Развитие творческих способностей – 3 важных упражнения
  • Творческий тренинг – развитие творческих способностей в группе
  • Как создать условия для развития творческих способностей – методы и разработка программы
  • Учимся управлять временем эффективно
  • Креативное мышление — это то, что дано природой или навык?
  • Система Эвио-Клаб – ключ к счастью из 6 ступеней

Особенности мыслительных процессов в творчестве

Рассмотрим, какие качества мыслительных процессов способствуют формированию креативного мышления у детей дошкольного возраста. В психологии активно исследуются особенности творческого мышления. При некоторых различиях в точках зрения, большинство психологов выделяют основных «помощников» творчества:

  • быстрота
  • гибкость
  • оригинальность

Быстрота мышления позволяет генерировать идеи одну за другой. И если первое, что приходит на ум ребенку, как правило, общепринято и банально (например, на основе круга можно дорисовать солнышко, рожицу, руль), то последующие идеи могут оказаться нестандартными (круг – это нос клоуна или помпон на шапочке).

Гибкость мысли подсказывает, как найти совершенно новое использование знакомому предмету. Данное качество можно назвать основой творческого мышления дошкольников. Они легко используют взаимозаменяемость предметов и понятий в ролевых играх. Листочек дерева может служить тарелкой, песочница – кузовом автомобиля, палочка играет роль денег.

Оригинальность мышления – особенность условная. Сложно установить четкие критерии, какую идею считать оригинальной. Поэтому, если прослеживается некоторая новизна в описании происходящего или в применении предметов, отмечают оригинальность мышления ребенка (снежинки – белые комарики, кружок – след пятки…). Неожиданное комбинирование деталей, в результате чего получается новое изображение или необычная конструкция, также свидетельствует об оригинальности мыслительной деятельности.

Читайте также:  Как правильно выбрать артефакт, амулет, оберег

 Дизайн-мышление

Это практика быстрых и полезных действий для создания действительно нужных людям продуктов и сервисов. Метод создания продукта с фокусом на потребностях человека, благодаря эмпатии — способности смотреть на мир глазами других людей, а также понимать их потребности.

Как работает?

Алгоритм дизайн-мышления состоит из пяти этапов:

  • Эмпатия

На данном этапе ваша задача разобраться в том, что делают люди, зачем они это делают, каким видят окружающий мир, какие у них ценности, а также узнать об их физических и эмоциональных потребностях.

  • Фокусировка

Нужно четко определить стоящую перед вами задачу и сделать выводы, исходя из информации и находок, которые вы обнаружили на этапе эмпатии.

  • Генерация идей
 Дизайн-мышление

Во время брейншторма важно количество, а не качество. Можно использовать любые способы генерации, а еще важно фиксировать каждую идею на отдельном стикере, чтобы не упустить интересную находку в процессе придумывания.

  • Прототипирование

Начинаем создавать быстрые и грубые прототипы. Разрабатываем сценарии взаимодействия и применяем ролевое моделирование. Создаем условия для получения первого пользовательского опыта.

  • Тестирование

Даем протестировать прототип фокус-группе и собираем обратную связь.

Постоянно спрашивайте, что не нравится пользователю. Фокусируйтесь на том, чего вы еще не знаете.

Постарайтесь тестировать продукт там, где он будет использоваться или максимально точно имитируйте обстановку. Например, команда Steelcase+IDEO думала о том, как можно сделать обучение более удобным и мобильным, и разработали стул-парту.