Как коучинг помогает в воспитании детей

Все родители неосознанно выбирают для воспитания своих детей тот или иной стиль воспитания, подсмотренный у своих родителей или совсем противоположный. Каждый из стилей имеет свои особенности и последствия влияния на ребенка.

Мужской пример

Первым делом, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, ему необходимо видеть живой пример. В идеале, это, конечно, папа – смелый, благородный, сильный. Но не всегда дети воспитываются с отцами, и тогда примером может стать дедушка, дядя, старший брат. Примеру не обязательно жить рядом, он мог жить в прошлом веке – это может быть дед или прадед, который однажды спас всю семью, о чьих подвигах и характере мальчик будет слышать и ставить за идеал мужчины. В конце концов, это может быть выдуманный персонаж или герой книги – главное, чтобы он был достойным ориентиром для ребенка.

этап: знакомство с ценностью

Использование примеров из художественной литературы, чтение и обсуждение прочитанного Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используем устное народное творчество и художественную литературу. Из сказок, былин, рассказов о защитниках Отечества дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым. Эти качества присущи не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки. Мать в народных сказках предстает перед детьми как нежная ласковая заботливая способная преодолеть любые трудности, чтобы защитить своих детей ("Белая уточка"). На занятиях читаем произведения таких авторов, как А. Барто, Л.Ф. Воронковой, С.В. Михалкова, В.А. Осеевой А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и т.д. А литературная викторина "Добры молодцы и красны девицы" помогла обобщить полученные детьми представления. Личный пример взрослого, демонстрация взрослым своего отношения к определенным ситуациям Одновременно мы работаем с родителями, организуя активные занятия в ресурсном круге, где используем развивающие тренинги, анализируем проблемные ситуации, работаем в парах. В результате родители пришли к выводу о том, что важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 Марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой. В семье, где родители придерживаются традиционного уклада, где добрая и ласковая мать, строгий, но справедливый отец, ребенок по-настоящему счастлив. Любовь и доверие ребенка к близким рождает любовь и доверие к миру. И только тогда мир воспринимается по-настоящему добрым.

Родительские ошибки

Взрослые часто ошибаются, и это нормально, но некоторые ошибки в воспитании детей могут привести к серьезным проблемам. Вот некоторые из них.

Гиперопека и контроль. Некоторые родители контролируют каждый шаг ребенка, не дают ему возможности что-то сделать самому, принимают за него решение. Когда ребенок вырастет, он будет не приспособлен к взрослой жизни. Мама с папой до глубокой старости будут все решать за него. Наверняка, каждому из нас встречались такие мужчины и женщины, которые, несмотря на возраст, бегут по любому вопросу к родителям. Обычно они не могут создать собственной семьи, ведь партнеру не нужен взрослый ребенок, за которого нужно все решать.

Родительские ошибки

Разные взгляды на воспитание у родителей. Муж и жена должны договориться, как они будут растить дочь или сына. Например, папа ругает мальчика за то, что тот кидается едой, а мама с умилением вздыхает: «Это же ребенок, пускай делает, что хочет». В результате, мальчик игнорирует любые запреты и не обращает внимание на папины слова. Нужно ли говорить, что мальчик будет расти непослушным, капризным, проблемным ребенком? Задача родителей – быть сплоченной командой и придерживаться единых принципов и правил, чтобы воспитать достойного человека. Не всегда муж и жена могут прийти к консенсусу, но выяснять отношения при ребенке не стоит. Лучше наедине обговорить все спорные моменты и найти подходящее решение.

Читайте также:  Игры и развивающиеся занятия для детей с аутизмом

Не выполнение обещаний. Взрослые часто не сдерживают своих слов, причем не всегда это происходит осознанно. Возможно, мама или папа сказали, не подумав, а потом забыли о том, что обещали. Для детей обещание играет важную роль, особенно если оно было дано кем-то из родителей. Если папа пообещал в выходные запускать воздушного змея, значит, он должен выполнить обещание. Для малышей родители – самые авторитетные люди, которые не бросают слов на ветер. Чтобы не потерять собственную значимость в глазах маленького человека, нужно всегда выполнять свои обещания. Глядя на родителей, у ребенка формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что такое надежность, доверие, исполнительность.

Гендерное различие

Разбираясь в теме, необходимо помнить об основных терминах. В вопросах психологии, как правило, понятие «пола» определено биологически (ребёнок рождается девочкой или мальчиком), а «гендер» зависит от разных факторов (например, когда девушку воспитывают как парня). Соответственно, привить можно только «гендерное» поведение, не «половое» – его изменить возможно только путём хирургического вмешательства.

Вне зависимости от подхода к воспитанию мальчиков и девочек, специалисты приходят к единому выводу: гендерные отличия существуют. Такое заключение сделали учёные в результате исследований, основанных на создании идентичной ситуации для малышей обоих полов, которую дети решают в зависимости от особенностей гендерной принадлежности.

Так, мальчики познают мир благодаря экспериментам. Представители сильного пола всегда пытаются проверить высказанные взрослыми утверждения, слов для них мало. Воспитание ребенка мальчика всецело опирается на данный принцип. Также, парней редко удаётся удержать на месте более нескольких минут. «Непоседливость» связана с указанным выше принципом: весь мир вокруг требует изучения, зачем останавливаться на одном предмете?

Ещё одна важная отличительная особенность – нацеленность не на процесс, а на результат. Путь к исходу эксперимента неважен, главное – итог. Благодаря данному поведению, «юные учёные» игнорируют детали, воспринимая картину «в общем». Девочки же, по мнению психологов, обладают следующими качествами:

  • гибкость и обходительность в построении отношений;
  • склонность слушаться;
  • стремление принимать сказанное авторитетом на веру;
  • повышенная эмоциональность, восприятие мира посредством чувств.

Все указанные черты формируют основные особенности поведения девочек. Маленькие принцессы более усидчивы, спокойны, умеют находить компромисс. В воспитании девочек опыт неважен – достаточно теории. Отличия разительны, поэтому необходимо продумывать стратегию исходя не только из особенностей конкретного ребёнка, но и его пола.

Проблема На все предложения и попытки поговорить подросток кричит: «Вы ничего не понимаете!»

И он прав. Мы действительно ничего не понимаем. Мы отличаемся от поколения этих детей намного больше, чем отличались от поколения наших родителей. Кто мешает нам это признать? Сказать: «Да, я правда не понимаю. Пожалуйста, объясни».

Почему-то родители жутко боятся уронить свой авторитет. В такие моменты они становятся испуганными зайцами. Они действительно не понимают, как подойти к человеку, который еще вчера был милый и родной, а сейчас хлопает дверью перед родительским носом.

«Я не знаю, что делать. Твое поведение вызывает у меня раздражение, но я не хочу ругаться. Я хочу понять. Почему так получилось? И что мне делать, чтобы ты больше так не поступал?» — фразы, которые мало кто из подростков слышал от своих родителей. И эти предложения, построенные на теории «Я-сообщение», вызывают гораздо больше доверия, чем любые, которые начинаются со слова «ты» и дальше содержат наши любимые «всегда» или «никогда».

Как можно четыре часа сидеть с друзьями в комнате и бесконечно гоготать, зная, что у тебя завтра экзамен, а ты к нему не готов? А как понять ребенка, который с честными глазами врет: «Я только что сел за компьютер», хотя вы знаете, что это не так. И он знает, что вы знаете: врет. Но он сам уже верит в собственную ложь.

Проблема На все предложения и попытки поговорить подросток кричит: «Вы ничего не понимаете!»

А когда говоришь «Позвони бабушке!» — он кивает и не звонит. Хотя бабушку любит, и она его любит. Как это понять? Ведь хороший ребенок, и мы это знаем. Но ведет себя омерзительно!

Он и сам не всегда может себя понять. Но дайте ему возможность анализировать собственные поступки вслух и объяснять их вам. Представьте, что это не ваш ребенок. Знакомый. И вы просто спрашиваете его: «А почему? А вот это — почему? А это?» Не хватаясь за сердце, не упрекая и не перебивая: «Да как ты смел!»

Читайте также:  Заболевания желудка: симптомы и признаки болезни

Ваша задача : услышать ребенка, и действительно попытаться понять его резоны. Вы можете спокойно задавать вопросы и даже выражать несогласие. Но главное — чтобы подросток видел, что вы пытаетесь понять и готовы доверять.

Если все же он получил ожидаемую вами двойку — ну что же, надо воздержаться от ликования: «Мы тебе говорили!» Просто выразите надежду, что полученный опыт пойдет на пользу. Сам получил — сам должен исправить. Готовьтесь к тому, что вы сможете понять и принять все, что будет делать ваш выросший ребенок. Вспомните себя в этом возрасте, это всегда полезно. Отрезвляет.

Что такое коучинг?

Что такое коучинг? В последнее время в русском языке появляется все больше новомодных терминов, заимствованных из английского языка. Звучат они красиво и непонятно – а значит, нуждаются в полноценном объяснении.

Коучинг – это система правильной постановки вопросов. Родитель в этом случае задает вопросы, а ребенок на них отвечает. Выглядит крайне просто – простым и является. Однако существуют некоторые нюансы.

Первое, что необходимо отметить. Сразу приходящий в голову пример с проверкой устных домашних заданий коучингом не является. Вопросы, задаваемые в рамках коучинга, должны обращаться не к уровню познаний ответчика, а к его личным чувствам, мотивам действий, настроениям и эмоциям.

Второе – коучинг невозможен без доверия. Если ребенок испытывает к родителю страх, неприязнь и недоверие (а такое случается в семьях, практикующих физические наказания в виде ремня) – он не будет даже пытаться отвечать честно. Он будет давать те ответы, которые родитель, по его мнению, хочет услышать.

Третье – данная система может применяться с любого возраста, когда ребенок уже умеет говорить. Вопросы, задаваемые ребенку, крайне просты, и он всегда сможет дать на них ответ. На основе ответов вы сможете выстроить психологический портрет своего ребенка, выявить проблемы и подумать над их решением.

Практические рекомендации по воспитанию мальчиков

Наладить комфортное, здоровое каждодневное общение с сыном помогут советы психолога – простые принципы, работающие для мальчишек всех возрастов:

Практические рекомендации по воспитанию мальчиков
  • Доверяйте – позволяйте решать, действовать, ошибаться. Дайте годовасу самому залезть на горку, трехлетке помыть полы, пятилетке – завязать шнурки, с большой вероятностью школьником он сам будет делать уроки, готовить себе завтрак и будить маму на работу.
  • Выражайте радость от его побед: получилось сделать задуманное, смог преодолеть свой страх, помог младшему, совершил достойный поступок.
  • Принимайте ошибки как неотъемлемую часть роста и обучения, демонстрируйте философское отношение к неудачам – они нужны, для того чтобы извлекать уроки, учите проводить «работу над ошибками».
  • Привлекайте к домашнему труду. Дом – это общая территория, которую все хотят видеть чистой, аккуратной, опрятной, поэтому у каждого члена семьи, включая детей, есть обязанности. Учите любить свой дом, чистоту, дисциплину, замечать, когда нужно что-то сделать. 
  • Любите, целуйте, обнимайте, говорите приятные слова. Любому человеку для эмоционального комфорта необходимо минимум 12 психологических «объятий» в день – любых проявлений любви.
  • Исключите крики, обзывания, унизительные оценочные высказывания, физические наказания. Жестокое обращение с ребенком учит его так же вести себя в своей будущей семье.
  • Признавайте свои ошибки, просите прощения, если были несправедливы или слишком строги, проявили нетерпение, сорвались. Объясняйте свои чувства, мотивы.
  • Не давайте готовых решений – позвольте пацану самостоятельно искать ответы на свои вопросы.
  • Выясняйте отношения наедине – ругая ребенка прилюдно, вы разрушаете его доверие к вам и уверенность в себе.
  • Позволяйте проявлять эмоции. Мальчики – плачут, это нормально, когда больно, страшно, обидно. Люди испытывают злость, сердятся, испытывают другие негативные эмоции. Запрет на их выражение обернется проблемами с выстраиванием отношений, нужно учить экологично, безопасно проявлять свои чувства.
  • Запишите мальчугана в спортивную секцию. Учитывайте его пожелания и интересы, будьте готовы к тому, что придется долго искать, экспериментировать. Занимайтесь подвижными играми дома, ходите пешком, делайте зарядку. Такая активность может стать одним из семейных ритуалов.
  • Прививайте чувство ответственности. Устанавливайте правила, учите самоконтролю, показывайте, какие последствия могут иметь те или иные поступки. Например, мальчику можно брать папин инструмент при условии, что он его положит на место. Если сын не вернул вещь – в следующий раз ему откажут в просьбе воспользоваться ей снова.
  • Покажите ценность семьи. Придумайте вместе семейную миссию, ритуалы, правила. Продумывайте семейные праздники, поездки. Поддерживайте дома атмосферу взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу. Демонстрируйте важную роль папы в воспитании детей, рутинной жизни семьи. 
  • Внимательно слушайте сына, будьте в курсе событий его жизни, но старайтесь не проявлять навязчивого, чрезмерного любопытства, ограничивайте контроль.
Читайте также:  Воспитание детей в Японии до 5 лет и старше

Примите тот факт, что ребенок – отдельная от вас личность. Он может быть совсем другим, не похожим на вас, иметь интересы, которые вам не по вкусу. Вас не всегда будут устраивать его выбор, его друзья, его способ времяпровождения. Вместо того, чтобы «ломать» мальчишку, займитесь собой – уделите больше времени супругу, своим хобби, отдыху.

Практические рекомендации по воспитанию мальчиков

Этим нехитрым правилам воспитания мальчика должны следовать все члены семьи – тогда воздействие будет действительно эффективным. Разногласия приводят к тому, что ребенок теряет ориентиры, границы, начинает бунтовать, «расшатывать» семейство. Обсудите линию поведения с мужем, бабушками и дедушками, согласуйте спорные моменты и придерживайте избранной воспитательной модели. Возможно, некоторые рекомендации сначала будет сложно выполнять. Перед вами стоит великая цель – вырастить счастливого, успешного человека и выстроить с этим человеком добрые, дружеские отношения. На пути к этой цели будут «откаты» и неудачи, но придерживаясь верной стратегии, вы достигнете желаемого результата.

Чувствовать — значит проживать эмоцию и называть ее по имени

Часто родители малышей начинают переживать, а не вырастет ли ребенок маменькиным сыночком, чересчур женственным и плаксивым, если позволять ему в детстве плакать, не жалеть для него внимания и ласки. Желанием самостоятельности и способности постоять за себя для ребенка родители оправдывают свою эмоциональную сдержанность.

Страхи родителей, которые передаются детям

Но как ребенок научится заботиться о себе, успокаиваться самостоятельно, чувствовать себя уверенно и спокойно, если он не чувствовал этого в детстве? В раннем возрасте внимания и ласки много не бывает, вне зависимости от пола ребенка. Это возраст, когда ребенку жизненно необходима любовь и забота мамы и папы. Впитав ее в большом количестве, ребенок учится справляться со своими чувствами, становится самостоятельным. Если потребность в любви и заботе не удовлетворена, в этом случае ребенок может еще очень долго проситься к маме на ручки, как бы надеясь получить то, что ему недодали. Но если он получил необходимое сполна, постепенно такая потребность будет ослабевать.

Действительно, странно представить взрослого мужчину, заливающегося слезами по любому поводу. Но если просто разрешать ребенку плакать, он все равно не научится контролировать свои слезы. А контроль над ними он получает только в придачу к контролю над чувствами, который идет за осознанием и проживанием этих чувств.

Поэтому лучшее, что родитель может сделать для плачущего ребенка, — это крепко обнять, дать понять, что, не смотря ни на что, он рядом, он любит малыша, он принимает его любым, со всеми чувствами, со всеми слезами. Затем нужно понять, какая эмоция стоит за слезами ребенка, и назвать ее понятным для него языком. «У тебя забрали игрушку. Ты очень расстроен. Ты злишься на Сашу, который забрал ее, ведь ты хотел поиграть с ней».

Нужно понять, какая эмоция стоит за слезами ребенка, и назвать ее понятным для него языком. «У тебя забрали игрушку. Ты очень расстроен. Ты злишься на Сашу, который забрал ее, ведь ты хотел поиграть с ней».

Через понимание и проживание эмоций, сперва при поддержке взрослых, а затем и самостоятельно формируется способность контролировать свои чувства. Теперь это уже не просто слезы. Теперь это звучит так: «Мне очень обидно. До такой степени, что хочется плакать». Поэтому, умение отказаться от стереотипов в воспитании ребенка очень важно.

Хочется плакать. Но вот плакать или нет, это уже решаю я сам. Эмоция не подавляется, она осознается и проживается. Она поддается контролю. Она больше не страшна. Можно сдержаться, например, на работе, а дома, оставшись наедине с собой дать волю слезам. Теперь не эмоции руководят человеком, а человек получает контроль над эмоциями.

Тарасова Софья Юрьевна, Клинический психолог, кандидат психологических наук Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Тарасовой Софье Юрьевне. Записаться на прием