Как отучить ребенка грызть ногти в 3 года

Почему дети грызут ногти?

  • Привычка грызть ногти может также выступать в качестве замены другой, например, сосать большой палец.
  • Дети часто берут пример с взрослых. Поэтому, если в семье ребенка у взрослых такая же некрасивая привычка, или у кого-то из их окружения, то вероятность того, что он возьмет это на вооружение возрастает.
  • Недостаточный уход за малышом также провоцирует появление у него этой привычки. Если мама не обрезает ребенку вовремя ногти, он сам начинает устранять раздражители, которые ему мешают.
  • Привычка грызть ногти может являться и выходом агрессии. Таким поведением ребенок злит родителей, даже если при этом доставляет себе дискомфорт. Часто поступок расценивают как проявление враждебности.
  • Бывает, что ребенок от обгрызания ногтей испытывает и физическое удовольствие. Очень может быть, что оно является заменой каких-либо приятных для него действий, которые ему сейчас не доступны. Чтобы избавиться от привычки, нужно предложить малышу более интересное занятие.
  • Потребность грызть ногти быстро появляется, но от нее сложно отделаться. В данном случае нельзя применять угрозы, упреки в надежде, что он больше не будет это делать. Вначале нужно выявить причину, которая спровоцировала появление привычки. Она скрыта в чувствах малыша.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

Последствия привычки
  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Ошибки родителей

В первую очередь не стоит считать, что онихофагия пройдет сама по себе. Даже повзрослев и поняв, что грызть ногти плохо и некрасиво, ребенок вряд ли сможет легко избавиться от привычки. Лучше помочь ему преодолеть проблему сразу.

Но делать это надо правильно, избегая распространенных ошибок:

  1. Запугивать. Конечно, малышу можно в красках рассказать о червяках в животике, страшных вирусах, сломанных о ногти зубах, и он в страхе перестанет их грызть. Но взамен ребенок испытает еще больше стресса, который выльется в истерики и новую вредную привычку.
  2. Бить. Вопреки распространенному мнению стоит знать: малыш не запомнит, что нельзя грызть ногти. Он будет точно знать, что это нельзя делать при родителях. Начнет врать и прятаться, что гораздо хуже, особенно в подростковом возрасте.
  3. Смазывать пальцы перцем, горчицей. Может, ребенок и перестанет грызть ногти. Но корни привычки останутся, поэтому он начнет кусать губы, есть волосы, объедать ластики на карандашах.

По тем же причинам не стоит и кричать на малыша. Это принесет больше вреда, чем пользы. Лучше запастись терпением и приступить к более эффективным действиям.

  • А ваш ребенок грызет ногти? Да Редко Нет Проголосовать

Как искоренить вредную привычку

Доктор Комаровский на вопрос как отучить ребенка грызть ногти в 3 года дает следующие советы:

Как искоренить вредную привычку
  1. При начальном появлении онихофагии необходимо обязательно выявить ее причины.
  2. После определения причин следует сразу приступить к их устранению, пока привычка не превратилась в рефлекс.
  3. Обязательно рассказать малышу, почему грызть ногти плохо, какие опасности таит в себе вредная привычка. И про бациллы, и про кривые ногти, и про образование нарывов. Показать соответствующие картинки.
  4. Если причиной является стрессовая ситуация, необходимо объяснить ребенку, как свое волнение выражать словами. Для этого можно обратиться к специально подобранным играм.
  5. Если чадо обкусывает ногти от скуки, надо найти совместное интересное занятие.
  6. У ребенка заусеницы − следует их вовремя обрезать маникюрными ножницами.
  7. Чтобы отвлечь малыша от дурной привычки, надо занять его настольными играми или лепкой, рисованием, конструированием. Дело должно быть именно рукотворным.

Как проводить отучение?

Первое, что нужно будет сделать, это постараться выяснить причину, которая способствует формирования привычки. Если это недостаточно хороший уход за руками, то нужно научиться правильно делать ребенку маникюр. Нельзя обрезать ноготки слишком коротко. Желательно, подпиливать ноготки пилкой, чтобы не образовывались острые и «цепляющие» участки ногтевой пластины.

В том случае, если привычка вызвана психологическими проблемами, нужно постараться устранить травмирующие факторы. Если самостоятельно выявить причину не удается, стоит обратиться к детскому психологу.

Если замечено, что грызть ногти стал ребенок раннего возраста (2-3 года), то нужно будет запастись терпением. Каждый раз, когда кто-то из взрослых заметит, что малыш тянет ручку в рот, нужно мягко и настойчиво отвести ее в сторону. При этом нужно постараться переключить внимание ребенка: показать что-то интересное или попросить выполнить какую-либо просьбу и пр. Можно также присесть на корточки перед малышом и приласкать его.

Если грызть ногти стал ребенок постарше, нужно постараться найти мотивацию, которая побудила бы его самостоятельно отказаться от привычки.

Стоит рассказать ребенку, что под ногтями живут различные бактерии, которых он заносит в рот, когда кусает ногти. При этом стоит использовать материалы из детских энциклопедий, обучающие фильмы, в которых объясняются правила гигиены в доступной для ребенка форме.

Некоторым детям неплохо помогает стремление быть красивыми. Расскажите и покажите, как некрасиво выглядят обкусанные ногти. Подведите малыша к зеркалу, скажите ему, что вот он такой красивый и нарядный, а пальчики его выглядят некрасиво. Эта мотивация особенно хорошо действует на девочек, уже в 5 — 8 лет большинство барышень трепетно относятся к своей внешности. Можно приобрести специальные детские лаки (на водной основе), чтобы делать дочке маникюр.

Если ребенок легковозбудимый, то, возможно, потребуется помощь врача. Таким деткам могут быть назначены успокаивающие препараты. Обычно, это травяные чаи и другие безвредные средства. Это позволит ребенку сохранять ровный эмоциональный фон, и у него реже будет возникать неосознанная потребность грызть ногти.

Если ребенок всеми силами старается побороть вредную привычку, но у него плохо получается, то по согласованию с ним можно наклеить на ноготки кусочки пластыря или использовать специальный безвредный лак на ввозной основе, имеющий горький вкус. Использовать эти методы стоит для детей постарше и только в том случае, если ребенок сам понимает свою проблему. Делать это насильно ни в коем случае нельзя, так как ребенок быстро научиться устранять «препятствия» (снимать лак или пластырь).

Поскольку дети любят подражать, стоит использовать и силу примера. Например, девочке мама может показать свои ногти с красивым маникюром и рассказать о том, что обрести такую красоту можно только в том случае, если не ногти не обкусывать. Если ногти кусает мальчик, придется выбрать другую мотивацию. Малышу можно рассказать, что его любимый сказочный герой никогда не кусает ногти. Мальчику постарше стоит сказать, что привычка обкусывать ногти – это признак нерешительности, поэтому, если он хочет быть сильным и смелым, то нужно избавиться от вредной привычки.

Одним словом, при отучении от привычки кусать ногти к каждому ребенку нужно будет искать свой подход. Если не получается справиться самостоятельно, стоит обратиться за помощью к врачу.

Если же родители проигнорируют привычку, которая появилась у их малыша, то, возможно, она будет сопровождать его на протяжении всей его жизни. Ведь отказаться от привычки, возникшей недавно намного проще, чем от многолетнего пристрастия.

Комплексный подход к устранению вредной привычки

Отучать ребенка грызть ногти важно, мягко воздействуя на психику, применяя самые оптимальные для восприятия методы. Делать это необходимо, используя комплексный подход, заключающийся в устранении психологических и физиологических причин, поскольку часто они тесно связаны между собой. Для начала важно определить истинную причину проблемы.

Способы борьбы могут зависеть от возраста ребенка и его пола.

С совсем маленькими детьми договориться трудно, поэтому придется прибегнуть к хитростям. Дети постарше больше поддаются уговорам и объяснениям.

Выделяют несколько направлений комплексного подхода устранения возникшей проблемы:

  1. Создание здоровой психологической атмосферы в семье и использование соответствующих приемов.
  2. Гигиена ногтевой пластины – важно своевременно и правильно ухаживать за ногтями и научить этому ребенка.
  3. Приемы физического отлучения: использование горьких лаков, самоклеящегося пластыря, народных способов и другие.
  4. Помощь специалиста – невролога, психолога, психиатра.
Читайте также:  Кризис отношений: первого года семейной жизни

Объединение нескольких методов позволит справиться с ситуацией и устранить вредную привычку.

Несколько полезных рекомендаций врачей

Если ребенок грызет ногти, что делать с этой проблемой, может посоветовать квалифицированный специалист. Врачи советуют покрывать ногти малыша специальным лаком, обладающим горьким вкусом. Таким образом, малыш будет знать, что его пальчики невкусные, и перестанет их грызть. Еще одной полезной рекомендацией докторов служит использование пластыря, который следует наклеить на ногти вашего чада. В этом случае следует постоянно следить за ребенком, потому что он в любое время может снять мешающую клейкую ленту.

Врачи также советуют надевать на запястье малыша резинку и предложить ему следующий вариант развития событий: если он потянется грызть ногти, вы оттягиваете браслет и щелкаете им по руке. Такой способ сформирует рефлекс у ребенка и поможет избавиться от вредной привычки.

Малыш в возрасте от 3-х лет особенно подвержен влиянию со стороны взрослых и способен совершать более осознанные поступки, поэтому вполне целесообразно объяснить ему преимущества аккуратного маникюра.

Лечение

Попутно специалист может порекомендовать и другие способы лечения, доступные в домашних условиях.

Специально для детей также выпускается горький лак «Некусайка» (No bite pro growth) от компании Clever Company.

Упражнения

Ребёнок начинает грызть ногти, когда нервничает и состояние стресса достигает своей максимальной точки. Специалисты советуют научить его самоконтролю. Как только захочется потянуть пальцы в рот, нужно выполнить любое несложное упражнение для снятия напряжения. Самые простые:

  • частое сжимание и разжимание кулачков;
  • кувырки вперёд;
  • стойка на голове (если умеет выполнять);
  • прыжки вверх (можно из приседа, имитируя движения лягушки);
  • поза из йоги «Собака мордой вниз» (могут освоить даже малыши).

Поза «Собака мордой вниз»

Лечение

Подобные упражнения позволяют снять напряжение в короткий срок и избавляют от необходимости грызть ногти.

Другие методики

В минуту стресса не всегда может оказаться возможность выполнить упражнение. Например, если переживания застали на уроке или в магазине, нельзя нарушать дисциплину — прыгать или вставать на голову. Поэтому всегда должны быть запасные варианты. Что может стать альтернативой:

  • простейшие дыхательные упражнения;
  • методика визуализации (закрыть глаза и представить себя в тихом, уютном местечке);
  • выпить стакан воды небольшими глотками;
  • нарисовать что-нибудь;
  • досчитать до 100 и обратно (про себя);
  • дышать животом;
  • обнять кого-нибудь из родителей (на улице или в магазине);
  • попробовать сдвинуть стену.

Если психическое состояние ребёнка оставляет желать лучшего (психотравма слишком глубокая или депрессия затянулась), психотерапевт может назначить успокаивающие лекарства в соответствии с возрастом. Но они идут лишь как вспомогательная часть основного курса лечения.