Какова структура и компоненты общения в психологии?

Здравствуйте, мои дорогие читатели! В связи со вспышкой коронавируса наше общество переживает не легкое испытание. Население самоизолируется, остается дома. Лучшие подруги больше не могут открыто посидеть в кафе и обсудить насущные вопросы. Межличностное взаимодействие сводится к минимуму. Спасает только телефон и интернет. Так для чего нужно общение человеку?

Уровни общения

 Степень взаимодействия между индивидами может быть разной. Ее определяет общая культура, индивидуальные и личностные характеристики, особенности ситуаций, социальное положение и иные факторы.

При фактическом общении люди просто обмениваются фразами для поддержания разговора. Общение является стандартным. Оно соответствует правилам вежливости и нормам поведения в определенной ситуации.

Уровни общения

В информационном уровне собеседники получают новые и интересные для себя сведения. Это может быть совместная деятельность или встреча по интересам. Заинтересованные, обычно, активно включается в коммуникативный процесс.

При личностном типе общения происходит глубокое самораскрытие и постижение внутреннего мира других. Это высоконравственная ступень, которая не обременена лишними ограничениями в процессе взаимодействия.

Сравнение

Важнейшее свойство общения – универсальность, способность объединять все виды человеческих взаимоотношений, которые удовлетворяют потребность в совместной деятельности и дают возможность каждому через взаимопонимание с другими осознавать себя уникальной личностью.

К этим видам относятся, прежде всего, коммуникация, взаимодействие между участниками общения и их непосредственное восприятие друг друга в качестве партнеров, ведущих диалог.

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации.

Сравнение

Коммуникация и все ее процессы тесно связаны со знаковыми системами. В них входят алфавит, числовые и другие символы, дорожные знаки, условные обозначения, цветовые и звуковые сигналы. Их использование позволяет устанавливать дистанционное общение, если непосредственный контакт участников невозможен.

Общение как форма межличностных отношений сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными. Если коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией между людьми, то перцептивная регулирует их восприятие друг другом, а интерактивная способствует организации взаимодействия между ними по типу личного, делового или официального общения.

Умение общаться это. Правила общения (коммуникации) человека с другими людьми

В психологии общение — это способ обмениваться информацией по определённым правилам, принятым в социуме. Эти правила базовые, они работают в любом коллективе, будь то дружеская встреча, светское мероприятие или рабочая обстановка. Это основа межличностного взаимодействия.

  1. Визуальный контакт.

Проблема : из-за застенчивости, чувства вины, негатива человек при разговоре нарочито смотрит по сторонам, себе под ноги или устремляет взгляд на потолок.

Решение : устанавливать зрительный контакт, глядя на собеседника. Это помогает создать тёплую доверительную атмосферу разговора. Собеседники лучше чувствуют настроение друг друга, разговор становится проще.

  1. Речь без лишних слов, не несущих смысловую нагрузку.

Проблема : изобилие слов-паразитов, которым человек пользуется как «костылями», опираясь на них при разговоре.

Решение : повторяющиеся междометия и словечки перетягивают внимание на себя. Собеседник теряет суть разговора, невольно концентрируясь на частых словах. Чем разнообразнее речь, тем комфортнее разговаривать. Не так сложно следить за речью, не допуская их частого повторения.

  1. Поддержание разговора: вопросы.

Проблема : если не расспрашивать, покажется, что предмет разговора неинтересен. Если задавать слишком много вопросов, диалог становится похожим на допрос. Неуместное любопытство по поводу чего-то очень личного, вовсе способно разочаровать, оттолкнуть.

Решение : на гармоничных вопросах в корректном количестве строится общение. Задавать их нужно по теме разговора, не перескакивая на другие темы. Так закладывается коммуникационный комфорт: диалог интересует всех участников, тема им близка. Психология разговора запрещает копать глубоко в личное пространство, важно вовремя замечать, что собеседник не готов отвечать, не давить на него.

Зачем человеку общение?

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации.

Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт.

Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении.

Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми.

Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Понятие и функции общения

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности. Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания. Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Формы общения

Всякое общение отличается не только своим содержанием, но и формой. Форма общения —- это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы ʼʼдрузей не сделать врагами, а врагов сделать друзьямиʼʼ (Инге фон Ведемайер).

В данном случае речь идет о качестве общения, а точнее, о ᴇᴦο культуре. В связи с этим важно выделить следующие компоненты общения˸

коммуникатор — тот, кто инициирует общение, сообщает информацию;

аудитория (реципиенты) — тот, кому сообщают информацию;

сообщение — то, что говорят (содержание информации);

средства общения — технические средства, благодаря которым информация поступает к её получателю.

В преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет содержательность общения, ᴇᴦο насыщенность смыслом (даже самая лучшая форма общения без содержательной части не может привести к желаемому результату).

Однако удачно выбранная форма общения сама по себе способствует достижению целей организации. Но в каждом конкретном случае форма общения будет разной. В связи с этим можно выделить две основные формы общения˸

опосредованное (косвенное) — через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т.п.;

Формы общения

непосредственное (контактное) — вступление собеседников в контакт ʼʼс глазу на глазʼʼ. Непосредственное общение имеет больше достоинств, поскольку обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведения. В этом случае применяются два вида коммуникации˸ вербальная (речевая) и невербальная (жесты, мимика, тембр голоса и т.п.).

Поскольку вербальная коммуникация занимает наибольший удельный вес в общении, умение говорить является важной составной частью авторитета менеджера. Люди теряют уважение к тем, кто не красноязычен, и часто проникаются доверием к тем, кто манипулирует словами с необычайной легкостью.

Слово — это такой раздражитель, на который сердечно-сосудистая система реагирует так же, как и на физические нагрузки. Впечатление о руководителе (особенно первое) в значительной степени складывается по тому, насколько он умеет пользоваться словом. (ʼʼУмен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказалʼʼ. С а а д и.

) Требования, которым должна удовлетворять речь руководителя, многообразны. Здесь важны простота и доходчивость, художественная выразительность и эмоциональность, интонация, дикция и др.

Чтобы понять, почему одни менеджеры добиваются успеха, а другие терпят неудачу, необходимо выявить роль информации, которая проходит по каналам общения в организации. Информация должна быть разделена на три категории˸

Читайте также:  5 бесполезных занятий, на которые ты тратишь свое время

функциональная — передается всем или определенной (заинтересованной в ней) группе лиц для того, чтобы они могли выполнять свои функции. Это информация о политике, целях и задачах организации, директивы и т.п.

Она поступает в разных направлениях (вертикально и горизонтально) независимо от степени централизации или децентрализации фирмы.

Традиционно обмен такой информацией называется формальным общением, так как она передается по официальным каналам организации;

Читайте также

Техники активного слушания

предполагают следующие действия (вербализации):

  • Проговаривание. Собеседник  дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
  • Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует  самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
  • Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»

Вербализации выполняют следующие функции:

  • Позволяет собрать информацию.
  • Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
  • Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
  • Помогает лучше запомнить информацию.
  • Помогает осмыслить информацию.
  • Помогает подвести итоги.
  • Помогает держаться в русле проблемы.
  • Является средством ориентации на партнёра.
  • Помогает лучше понять свою проблему.
  • Помогают закрепить точку зрения партнёра.
  • Даёт время на обдумывание.
  • Вербализация помогает использовать механизм паузы.

Стадия «поиск совместного решения».  Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.

Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения

Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.

Стадия «Принятие решения»

Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.