Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Приветствую вас, уважаемые читатели. На блоге новая статья – Возрастные кризисы у детей и подростков, психология. Сегодня мы поговорим о кризисах, которые закономерно случаются в разные периоды жизни детей. Слово «кризис» в китайском языке обозначается двумя иероглифами: один означает опасность, другой — начало, возможность.

С чего начинается кризис первого года

Кризис первого года жизни наступает на границе между младенчеством и ранним детством, согласно теории Д. Б. Эльконина. В это время ребёнок уже активно ползает или даже ходит, может манипулировать предметами, приобретает ряд новых навыков в играх, самообслуживании, ощущает потребность в самостоятельной деятельности. Кроме того, он начинает осваивать первые слова. Новый этап развития ребёнка вступает в противоречие с тем состоянием, в котором он находился до этого.

Во время кризиса первого года ребёнок переходит от пассивного восприятия жизни к более активному. Там, где раньше он целиком полагался на родителей и подчинялся им, теперь он начинает действовать по собственной воле. Следствием этого становятся новые приобретения в эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфере, которые могут быть не только положительными, но и отрицательными.

О зоне ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

* Думаю, проблема нарушения границ детьми и их травмирование о границы заключается в том, что теоретически границы возникают, исходя из условий существования, и они достаточно естественны, чтобы с ними не спорить. Но поскольку человек развивается не в естественной среде, а в искусственной, то границы, очерчиваемые для человека, носят в большей степени культурный характер, чем естественный. К тому же, если традиционные культуры не сомневаются в своих табу и поддерживаются всем обществом, то в современной культуре постоянно идет разрушение различных условностей – они ставятся под сомнение в первую очередь родителями, а вслед за ними и детьми.

Читайте также:  10 способов снять стресс во время беременности

Правила поведения для родителей семилетки

  • Отыщите баланс между желанием приучить ребенка к самостоятельности и стремлением сделать его максимально послушным.
  • Демонстрируйте свое доверие и уважение к подрастающему члену семьи, подчеркивайте его взрослость и всячески хвалите за достижения.
  • Откажитесь от категорических запретов. Они накаляет конфликты, и при этом семилетка лишается возможности получить важный жизненный опыт.
  • Не допускайте абсолютное попустительство. Оно вызывает острое чувство неудовлетворенности, занижающее самооценку.
  • Поэтапно перекладывайте ответственность за благосостояние ребенка на его собственные плечи. С другой стороны, пусть кроха почувствует ответственность за необдуманные действия, чтобы учиться на собственном опыте.

Установите базовые правила поведения малыша в любых ситуациях. Перечень правил должен включать категорические запреты, защищающие кроху от опасности, а также список нежелательных поступков, с которыми вы способны примириться при определенных условиях. Наиболее обширным должен быть перечень действий, которые малютка может выполнять по своему усмотрению. Эта категория должна с возрастом расширяться, охватывая все сферы жизни ребенка.

Во время возрастного кризиса семи лет ребенок по-прежнему нуждается в вашей поддержке и любви, хотя и стремится к большей самостоятельности. Вам нужно помочь своему крохе стать немножко взрослее, формируя у него полезные привычки и прививая правила поведения в обществе.

А как вы справлялись с возрастными кризисами своего крохи? Поделитесь в комментариях!

Кризис первого года жизни

Поскольку эта ситуация происходит впервые в таком возрасте, многие родители теряются, не зная, как себя правильно вести впадают в отчаянье и панику. Но на самом деле все не так сложно, достаточно просто понять причину сложного поведения.

Чаще всего развитие навыков разговора и ходьбы и есть причиной кризиса в один год. Детям тяжело осмыслить, что они могут делать что-то новое для себя. Конечно, до этого малыши тоже учились ползать, переворачиваться, пробовали сидеть. Но ни одно из вышеперечисленных умений не открывало перед крохой таких колоссальных возможностей, как речь и ходьба. Это огромный стресс для, ведь он начинает по-новому воспринимать себя и окружающий мир. Неустойчивая нервная система может давать сбои и проявляться это будет, например, частым плачем, нарушением сна или отрицанием всего происходящего.

Еще одной причиной сложного поведения в один год, является осознание маленьким человечком того факта, что мама не всегда находится с ним рядом. Малыш постоянно находится в нервном напряжении, стараясь не упускать мать из вида. Сложно это дается и для мамы, ведь ни один родитель не может равнодушно смотреть на страдания своего чада. Касается это большинства детей, но есть и те, которые удачно избегают такой ситуации.

Читайте также:  Как разлюбить жену, которая тебя не любит – советы психологов

Психологи советуют просто переждать это нелегкое время, что будет оптимальным решением и для ребенка, и для родителей. Ни в коем случае нельзя наказывать шалунишку, такие методы только продлят кризисный период и негативным образом скажутся на поведении малыша.

Этапы развития кризиса личности

Как и любое заболевание, кризис личности имеет несколько форм. Для каждой из них характерны свои симптомы и признаки.

Этап погружения

Начинается с беспричинного ухудшения самочувствия. Человек испытывает напряжение и скованность, чрезмерную утомляемость и постоянную усталость. Его действия хаотичны и даже бессмысленны.

На этом этапе сложно сосредоточиться на чем-то одном. В голове роятся сотни мыслей. Они вытаскивают из памяти самые неприятные моменты. Со временем сознание превращается в черную дыру, которая засасывает все сильнее и сильнее.

Этап тупика

Этапы развития кризиса личности

Человеку кажется, что он остался совсем один. Он не находит ничего лучшего, как уйти в себя. Это погружение не приносит ничего хорошего. Бесконечный самоанализ и обдумывание прошлого лишь усиливают переживания.

Гнетущее чувство одиночества несет с собой страх и неопределенность. В какой-то момент начинается эмоциональное истощение. С одной стороны, это плохо. Но с другой, человек наконец-то понимает, что нужно искать выход из создавшейся ситуации. Что самое приятное, у него появляется желание и силы действовать.

Переломный момент

Несмотря на упадок моральных и физических сил, человек начинает выводить себя из состояния кризиса. Он больше не прячется внутри себя, очищает сознание от неработающих установок и открывается для нового опыта и идей.

На этом этапе кажется, что мир заиграл другими красками. Появляется легкость, чувство свободы и, что самое главное, смысл жизни. Плюс к этому, человек ставит цели, пусть и небольшие, но вполне достижимые.

Подростковый кризис

Это время, когда самым активным образом ребенок задается вопросами «Кто я?», «Какой я?» и ищет на них ответы, ищет себя. В этом ему помогают подростковые субкультуры. В группе подросток чувствует себя безопаснее, а субкультура позволяет примерить на себя интересы, манеры, внешний вид и прочее: «Мое – не мое», «Подходит – не подходит».

Подросток крушит все границы, чтобы потом построить новые, свои, подходящие ему. Так же, как и в кризисе 3 лет, ребенок отчаянно нуждается в том, чтобы его увидели, заметили его сущность. Чтобы подтвердили: «Да, мы тебя видим, мы понимаем, что ты такой-то и такой-то».

Читайте также:  Как научить детей справляться с неудачами, проигрышами и поражениями?

Подростку необходимо получать обратную связь о тех качествах, которые действительно в нем есть. Для родителей в этот период есть опасность «навешать» на него свои проекции, ожидания, разочарования.

Поэтому им нужно хорошо различать, где качества и способности, присущие их ребенку, а где их собственные, возможно, нереализованные, мечты и планы, которые они «транслируют» на ребенка и которые ему не свойственны.

Подростковый кризис

Хочется поддержать родителей в это непростое время, потому что часто им может казаться, что они совсем не нужны своим детям в этот период. Но на самом деле это не так. В это время ребенок хоть и «ежик», но он отчаянно нуждается в тепле, поддержке и принятии со стороны близких.

В процессе взросления ребенка родителям приходится сталкиваться с множеством трудностей, и не всегда понятно, как реагировать, что делать, как самим выстоять и не сорваться на крик, насилие или какую-то другую де­структивную реакцию, когда ребенок «плохо» себя ведет.

Не бойтесь обращаться за помощью к соответствующей литературе по детской психологии, наконец, к хорошему психологу. Вовремя полученная помощь сэкономит ваши силы, укрепит отношения с ребенком, сделав их более доверительными и глубокими, и позволит вашему чаду развиваться гармоничнее, стать в дальнейшем зрелой личностью.

Юлия Воробьева, психолог

Как пережить кризис среднего возраста?

Как и любой кризис в жизни человека, этот переломный период требует некой паузы, остановки. Конечно, в идеале кризис среднего возраста лучше переживать в кабинете психолога, выводя смутное недовольство в осознанную проблему. Если же по разным причинам такой возможности нет, следуйте простым правилам:

  • Читайте развивающую психологическую литературу: она поможет продолжить развитие и поиски себя.
  • Наполняйте свою жизнь активностью: спорт, культура, небольшие путешествия. Пусть жизнь бурлит.
  • Периодически позволяйте себе уединяться. Это позволит вам философски взглянуть на настоящее.
  • Пересмотрите правила в своей жизни, и если они вас не устраивают, то создайте новые и следуйте им, доверяя себе.
  • Следите за питанием, телом и мыслями. Улыбайтесь своему отражению в зеркале, работайте с самооценкой.
  • Выбирайте комфортное для себя окружение, по принципу «хочу», а не «надо». Прощайтесь с токсичными людьми. Окружение должно нас вдохновлять и развивать, а не разрушать.
  • Примите свой возраст и осознайте гордость за мудрость, которую приобрели в эти годы.