Методы и техники лечения в семейной психотерапии

Координаты разработчика:  Г. Клин, ул. Мира, 3А; Тел. 8 (49624) 5-89-18

Что такое семейная психотерапия

С точки зрения психологии семья — это отдельный организм. В задачу психотерапевта входит выстраивание полноценной жизнедеятельности внутри этой системы. Все конфликтные ситуации и проблемы не могут быть личными, они обязательно отражаются на всех членах семьи. В каждой отдельной системе существует свой определенный микроклимат, основанный на взаимоотношениях, поведении и уровне общения между ее участниками. На него влияет каждый член семьи, поэтому лечение у психотерапевта должно быть комплексным и направленным на всю систему.

Пациентами могут быть не только двое родителей и их дети, но и бездетная пара, отец или мать-одиночка, сестры и братья и т. д. Неготовность одного из участников семейной системы посещать занятия у психолога не означает, что положительного результата не будет. Один человек, получивший консультацию специалиста, способен повлиять на суть конфликта.

Проблемы вступления ребенка в подростковый период

Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А. и Велента Т.Ф. выделяют признаки, свидетельствующие о переживании семьей данного нормативного кризиса:

  • — рост напряжения в детско-родительскои подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;
  • — проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, наркомания и др.);
  • — резкое падение школьной успеваемости;
  • — соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;
  • — подростковая депрессия;
  • — конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;
  • — актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;
  • общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуациеи;
  • чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;
  • ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта возрастающей самостоятельности подростка.

Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степени близости и т. д. На этом этапе активным участником диагностических процедур является подросток.

Фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра неврологии и психиатрии

Реферат на тему:

«Современные методы психотерапии у детей.»

Выполнил : студент 4 курса

ПФ группы 403-1

Парников Мичил

Проверил : доцент,

д.ф.н. Дуткин М.П.

2016 г

Содержание

……………………………………………………………………………2

2. Индивидуальная психотерапия с детьми………………….………………….. 3

семьи в целом……………………………………………………………………..……8

терапия…………………………………………………………………………….13

……………………………………………………………….15

………………………………………………………………….16

терапевтического процесса и его завершение …………………………………………………………………………………………

литературы………………………………………………………………………….18

В чем отличие детского психотерапевта от взрослого

Детская психика еще не до конца сформирована, чтобы самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями без помощи детского психотерапевта.

  • Незрелость и пластичность психических процессов в мозгу детей и подростков становится не только проблемой, но и инструментом для эффективной коррекции, используя особые методики детско-подростковой психотерапии.
  • Невозможно рассматривать психиатрические нарушения у детей без анализа и корректировки общего семейного психоэмоционального состояния.
  • Только подростковый психотерапевт способен отличить нормальное проявление пубертатного бунтарства от болезненных психических процессов.
  • При назначении медикаментозного курса психотерапии нужно учитывать глубокие различия между детско-подростковыми и взрослыми препаратами.

Алгоритм проектного решения

Данный метод работы основан на том, что взаимодействие с семьей строится с использованием командного метода работы, т. е. с семьей работает не один человек, а трое, по необходимости подключаются и другие специалисты: координатор, специалист по социальной работе, психолог. Такой подход свидетельствует о том, что проблема анализируется с разных точек зрения, и собирается информация со всех уровней взаимодействия.

Читайте также:  Оскорбительные фразы, которые никогда нельзя говорить знакам Зодиака

Реализация проекта осуществляется через работу мобильных выездных бригад специалистов, разработку поэтапных программ социальной реабилитации семьи и ребенка.

Принцип семейной терапии

  • семья – ключ к достижению долговременного результата. Наиболее эффективный способ помощи ребенку/подростку – это помощь его семье.

  • Отношение к родителям, как к равноценным и полноправным партнерам. Терапевты не берут на себя выполнения тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно. Семья сама формулирует цель терапии и определяет время домашних посещений.

Терапия охватывает все проблемы, существующие в семье.

Интенсивная семейная терапия состоит:

  • фаза активного вовлечения

  • фаза исследования (сбора материала)

  • фаза изменения поведения

  • фаза обобщения накопленного опыта

Фаза активного вовлечения

  • посетить на дому

  • приспособиться к условиям данной семьи

  • заключить договор

  • заронить надежду на позитивные изменения в семье

  • составить план сотрудничества по работе над семейной проблемой

  • познакомить семью с тем, как будет строиться работа/сотрудничество

Фаза исследования (сбора материала)

  • карта сетевого окружения, три поколения, включая данную семью

  • поиск ресурсов и определение препятствий

  • составление временно диаграммы того, как и когда решались предыдущие проблемы

  • есть ли в семье проблемы с алкоголем, психические заболевания

  • что думают родители о поведении ребенка

  • какой была жизнь до появления проблем

  • какой станет жизнь семьи, когда проблема будет решена

  • что предпринимала семья для решения своих проблем (пусть даже безрезультатно).

Фаза изменения поведения

Координатор со специалистами интенсивно работает с семьей для того, чтобы семья смогла сделать самостоятельные действия по выработанному плану.

Фаза обобщения опыта

Получение и активизация жизненного потенциала, помогающего справиться с проблемой. Эта стадия самая сложная – клиенты как бы отходят от терапевта (специалиста), но терапевты косвенно помогают.

Читайте также: