Мотивация и стимулирование работников: почему это не всегда работает

Большинство компаний заинтересовано в том, чтобы работники плодотворно трудились в штате организации, достигая требуемых результатов. В этом особую роль играет мотивация и стимулирование работников. Мотивация и стимулирование персонала – понятие близкие, но не тождественные.

Виды мотиваций

На самом деле мотивация имеет много разных видов. Мотивируют себя и других людей к определенным действиям по-разному.

Также мотивация может быть, как естественной (происходящей по естественным причинам и в связи со сложившимися обстоятельствами), так и искусственной (создаваемой для достижения цели, каких-либо действий).

Кроме того, она подразделяется на позитивную (с положительными стимулами) и негативную (для избегания чего-либо).

Еще она бывает внешняя и внутренняя. Внешней мотивацией является побуждение человека либо принуждение его действовать с помощью внешних обстоятельств или стимулов (хорошей оплаты). Тогда как внутренняя – представляет собой желание деятельности, продиктованное физиологическими порывами изнутри (интересом к какому-либо делу).

Мотивацией могут быть материальные (деньги, подарки) либо нематериальные (корпоративные празднования, медицинская страховка) поощрения.

Мотивация: понятие и виды

Комплекс стимулов (внутренних и внешних факторов), которые побуждают человека к действиям и есть мотивация.

Психологи не пришли к единому мнению, какая бывает мотивация. Большинство из них выделяют основные виды мотивации:

  • В зависимости от источника возникновения:

— внешняя – мотивация, не связанная с содержанием какой-либо деятельности, а продиктованная внешними факторами (участвовать в соревнованиях с целью получения награды);

Читайте также:  Основные методы и виды психотерапии: классификация, характеристика

—  внутренняя – обусловленная желанием человека действовать ради получения собственного удовлетворения (заниматься спортом для улучшения самочувствия).

  • В зависимости от качества стимулов:

— положительная – мотивация, гарантирующая получение собственной выгоды, успеха, достижений (хорошо выполненное задание позволит получить премию и уважение коллег);

— отрицательная, при которой мотивирующим фактором выступает что-то отрицательное (штраф за опоздание на работу дисциплинирует сотрудников).

Данные виды мотивации персонала в организации считаются наиболее эффективными (метод кнута и пряника).

  • В зависимости от необходимости обоснования:

— устойчивая – мотивация, удовлетворяющая естественные потребности человека в пище, жилье и др.;

— неустойчивая – требующая постоянных внешних стимулов.

Известны и другие виды мотивации труда – в зависимости от применяемых способов:

  • нормативная – идейно-психологическая мотивация, побуждающая человека к действию;
  • принудительная – применение власти или угроз;
  • стимулирующая – влияние на личность посредством обещанных благ.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Следующая содержательная теория мотивации — теория потребностей Дэвида МакКлелланда, еще одного американского психолога, разработанная им в 1940-е годы.

Теория МакКлелланда делает упор на три потребности высших уровней:

  1. Потребность в причастности;
  2. Потребность во власти;
  3. Потребность в успехе.

Теория потребностей МакКлелланда отличается тем, что делает упор на высшие потребности (причастность, власть и успех), не учитывая потребности физиологические

Аналоги этих потребностей также можно обнаружить в пирамиде А. Маслоу.

Применительно к мотивации трудового персонала теория приобретенных потребностей МакКлелланда означает следующее. Потребность в причастности побуждает людей работать в коллективе, стремиться к признанию им. Потребность во власти мотивирует к карьерному росту, инициативе, лидерству. Потребность в успехе заставляет брать на себя ответственность при решении сложных задач, добиваться их успешного решения, достигать цели организации.

Читайте также:  Виды депрессий, их симптомы и методы лечения, типы расстройств

Поэтому работникам с потребностью в причастности надо дать работу с большими возможностями социального общения. Работникам с потребностью во власти надо предоставить возможность быть лидерами, принимать решения. Работникам с потребность в успехе надо поручать интересные и сложные задачи (но такие с которыми они могут справиться), отмечая и вознаграждая их успехи.

В заключение

Мотивация и стимулирование – нетождественные понятия. Основное отличие мотивации от стимулирования в том, что мотивация – внутренняя система факторов, влияющая на действия человека, а стимулирование – внешнее воздействие на поведение сотрудника.

Для сотрудников разрабатываются системы и программы для саморазвития, но ни одна компания не может сказать, что ей удалось создать уникальную систему, при которой люди не уходят из организации по собственному желанию, или они на 100% довольны работой и работодателем.

Происходит это по разным причинам. Формирование идеально сбалансированной системы, удовлетворяющей все потребности работников, — практически нереальная задача. Но приблизиться к идеалу возможно, если понимать сложный механизм формирования мотивации, и понимать эффективность применяемых стимулов.

Мотивация сотрудников как процесс управления персоналом – это воздействие на ключевые внутренние мотивы человека, которое способно увеличить стремление и потребность работника трудиться эффективнее и с лучшим качеством.

Стимулирование персонала – управленческий процесс, формирующий систему стимулов, усиливающих мотивацию сотрудника выполнять рабочие задачи так, как это требуется работодателю.

Неправильное определение ведущих потребностей и мотивов сотрудника приведет к тому, что выбираемые стимулы не будут иметь необходимого воздействия.

Применение конкретных стимулов должно учитывать мотивы и потребности сотрудника. В этом случае результат их применения будет наиболее эффективным. Стимулирование должно быть систематическим, дозированным, комплексным. Злоупотребление отрицательными стимулами приводит к потере мотивации выполнять обязанности. С помощью стимулирования и мотивация, можно увеличить продуктивность работы компании. Важно понимать разницу этих понятий и правильно их использовать.

Читайте также:  13 откровений о том, почему мужчины изменяют женам, но не уходят