Непсихотические расстройства у детей и подростков

Захарова пояснила, что за сто лет в стране сложилась уникальная система библиотечного обслуживания инвалидов. Библиотеки создавались в самых крупных региональных центрах, у каждой из них была своя сеть нестационарного обслуживания, куда входили филиалы, пункты выдачи специзданий, которые открывались на предприятиях, где работают инвалиды, в домах отдыха и во всех местах пребывания незрячих.

Заключение

В заключение можно сказать, что прием антипсихотических препаратов у детей с непсихотическими психическими расстройствами остается пока дискуссионным вопросом, поскольку их длительное применение не является убедительным доказательством эффективности. Несмотря на кратковременную результативность указанных интервенций, ключевым вопросом остается безопасность препарата, поэтому применение нейролептиков в подобных случаях следует осуществлять с осторожностью и прекращать, в случае возникновения нежелательных проявлений.

Где учиться детям с нарушениями зрения

За последние пять лет в России закрылись 153 коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей, и они продолжают закрываться, несмотря на формальный запрет, рассказали «РГ» во Всероссийском организации родителей детей инвалидов (ВОРДИ). В числе причин — недофинансирование, с которым часть из них столкнулись после оптимизации, оказавшись структурными подразделениями общеобразовательных школ.

Как отмечает федеральный куратор направления образования ВОРДИ Ольга Седых, обучение слепого ребенка обходится в 10 раз дороже, чем здорового. Для него требуется специальное оборудование, дополнительный штат работников — дефектологов, тьюторов. Незрячие и слабовидящие дети не могут учиться без помощи узких специалистов, потому что у них особенное восприятие информации. «Сегодня в средних школах не то что на ремонты, а на мытье полов родительские комитеты скидываются, — говорит она, — ни о каком спецобразовании не может быть и речи». К тому же детям с проблемами по зрению требуется ежедневное медицинское наблюдение, а в общеобразовательных школах иногда даже медкабинета нет, как, например, в городе Беловске Волгоградской области. Там уже пять лет после оптимизации — присоединения коррекционной школы к общеобразовательной — медкабинет не работает. И это притом что в целом регион показательный по организации коррекционного образования для детей-инвалидов с различными нозологиями. Он один из немногих, где сохранена сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются более трех тысяч детей.

Читайте также:  Как заработать деньги ребенку — 16 популярных способов заработать

В других регионах сегодня вместо коррекционного детям с проблемами по зрению предлагают инклюзивное образование: то есть учиться со здоровыми детьми в обычной школе. Как рассказал председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев, по итогам мониторинга общественников, инфраструктура половины обследуемых образовательных учреждений подходит для слабовидящих учащихся: над входом школ хорошо распознается яркая вывеска, есть контрастные дверные полотна, поручни, звуковые и световые маяки, на крайних ступенях лестниц, первых и последних, нанесена специальная разметка. Более того, 8% общеобразовательных школ в 43 российских регионах признаны абсолютно адаптированными для инвалидов по зрению, но именно — по доступной среде, а не по доступности образования, подчеркнул он.

Мнение

Сегодня число инвалидов по зрению в стране, по данным минтруда, составляет почти 303 тысячи человек. Большинство из них живут активной жизнью. Во Всероссийском обществе слепых подчеркнули, что около 100 тысяч незрячих граждан занимаются спортом, десятки тысяч увлекаются музыкой, регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. На предприятиях работают более шести тысяч слепых россиян, которые выпускают продукцию, востребованную в самых разных отраслях экономики, ежегодно они производят товаров на более чем 11,4 млрд рублей.

Среди инвалидов по зрению много знаменитых и образованных людей, которые не смогли бы самореализоваться, если бы они не имели возможности учиться, читать литературу по Брайлю или слушать «говорящие» книги.

Восприятие слепых и слабовидящих

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различ­ных видов деятельности тот или иной анализатор стано­вится ведущим. В зависимости от условий жизни и ха­рактера деятельности один из анализаторов соответствен­но становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия.

В норме, у большинства людей формирует­ся зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько прочно, что даже такие серьезные на­рушения его функций, какие наблюдаются у слабовидя­щих и частично зрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия: у таких людей наблюдается зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

Читайте также:  Как лишить отца родительских прав на ребенка?

21 стр., 10311 слов

… восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста посредством дидактической игры   1.1 Современные научные представления о зрительном восприятии Процесс восприятия … Восприятие рассматривается как активная прогнозирующая деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное (предметное) зрение … Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология …

Только при наиболее значительных снижениях ост­роты зрения (от 0,03−0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее поло­жение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприя­тия.

Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности про­должает в той или иной мере принимать участие в про­цессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процес­са восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. Так как более или менее полное отражение про­странственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, получаемой че­рез кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязательный тип восприятия.

Кроме того, формированию осязательного типа вос­приятия в высшей степени способствует характер, учеб­ной и трудовой деятельности слепых, т.к. овладение на­выками чтения и письма, а также всеми трудовыми дви­гательными навыками происходит на основе осязатель­ного восприятия предметов и орудий труда.

Восприятие слепых и слабовидящих

8 стр., 3944 слов

… слепыми детьми с остаточным зрением остается осязание совместно со зре­нием, код Брайля, тифлографическая система передачи изобра­жения видимого объекта.[257] Особенности зрительного восприятия слабовидящих … цвет­ными рельефными рисунками. Образ этих рисунков сохранялся в долговременной памяти более полугода, в то время как бесцвет­ные рельефные рисунки …

Независимо от того, какой тип восприятия склады­вается у слепого или слабовидящего, оно обладает все­ми свойствами, известными в общей психологии: изби­рательностью, осмысленностью, обобщенностью, аппер­цепцией и константностью, При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений неко­торых свойств восприятия.

Читайте также:  Синдром вегето висцеральных дисфункций лечение

Так, избирательность вос­приятия ограничивается узким кругом интересов, сни­жением активности отражательной деятельности, мень­шим по сравнению с нормой эмоциональным воздей­ствием объектов внешнего мира; осмысление и обобще­ние образов осложняется недостаточностью чувствен­ного опыта и снижением полноты и точности отобра­жаемого; сокращается зона константного зрительного восприятия.

Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают не­адекватны действительности.

Несмотря на отмеченные выше специфические осо­бенности, зрительное восприятие частично зрячих и ела” слабовидящих в своих основных закономерностях протека­ет принципиально так же, как и в норме.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничи­вая либо полностью исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлени­ях, т. к. того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Клинические проявления психопатии

– Как отличить психопатию от сходных форм проявления?

– Помимо расстройств в поведении при психопатии наблюдаются психовегетативные расстройства: тремор, побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, повышенное или пониженное давление. Также изменения могут происходить в питании: булимия или нервная анорексия, в сексуальной жизни: чрезмерная активность или вялость. Во-вторых, при психопатии наблюдаются вегетативно-дистонические депрессии, невралгические меланхолии, апатии. В-третьих, психопатии сопровождаются соматоформной симптоматикой, то есть возникает боль на фоне расстройства психики. В подростковом возрасте как раз преобладает головная боль или боль в животе. Такие расстройства еще называют ипохондрией. Из-за постоянной боли подросток начинает капризничать, проявлять агрессию. Поэтому родителям при проявлении неадекватного поведения подростка, прежде всего, нужно спросить у него: а у тебя ничего не болит. В случае положительного ответа необходимо обратиться к неврологу.