Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Изотова Е.И. Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве

English version: Izotova E.I. Social and cognitive determinants of coding of emotions in real and virtual space Психологический институт РАО, Москва, Россия

Сведения об авторе Литература Ссылка для цитирования

Представлены результаты исследования кодирования эмоциональных состояний детьми и подростками в реальном взаимодействии и его виртуального аналога. Выделены механизмы произвольной регуляции выражения эмоций (симуляция, подавление, маскировка) и эмпирически проиллюстрирована их активность в разные возрастные периоды. На основе выделения этапов становления эмоционального насыщения интернет-коммуникации обозначен вектор развития способов кодирования эмоций в виртуальном пространстве. Продемонстрированы способы моделирования и использования гиф-анимации в качестве основного кодирующего инструмента. Обозначены и эмпирически обоснованы социальные и когнитивные детерминанты способности к кодированию эмоций. В качестве основной социальной детерминанты рассматриваются социокультурные нормы выражения эмоций, в качестве интегрированной когнитивной детерминанты – эмоциональный интеллект. Ключевые слова: кодирование эмоций, механизмы произвольной регуляции выражения эмоций, эмоциональные коды, эмоциональная насыщенность виртуального общения, способы и инструменты кодирования эмоций, социальные нормы выражения эмоций, когнитивная схема эмоции

В современной психологии эмоций термин «кодирование эмоций» используется в одном ряду с «воспроизведением эмоций» при некоторых различиях в значениях, связанных с характеристиками произвольности эмоциональных процессов. Понятие кодирования имеет более широкое значение и определяет выражение эмоции как непроизвольного реагирования, так и произвольного трансформированного воспроизведения эмоциональных состояний. Именно в этом значении данный термин мы используем в своих исследовательских программах и презентации их результатов. Нас интересует переход непроизвольного эмоционального реагирования в процессе социализации в новую форму – произвольного опосредованного выражения эмоций, где необходимым условием данного перехода выступает развитие эмоциональной регуляции с функцией контроля за выражением эмоций. С нашей точки зрения, способность трансформировать (изменять) экспрессивное выражение тех или иных эмоций в контексте социализации и есть специфическая особенность (фактор) развития не только эмоциональной регуляции, но и эмоционального развития в целом. Интеграция в онтогенезе дихотомии развития экспрессии – эволюции произвольного выражения эмоций и инволюции непроизвольных эмоциональных реакций определяет сложный, многогранный вектор развития кодирования эмоций.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Читайте также:  Как научиться медитировать в любое время в любом месте

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Биологическая теория

В соответствии с этой теорией появление эмоций у человека неразрывно связано с его потребностями. А именно с их возникновением и удовлетворением. Советский физиолог П.К. Анохин полагал, что эмоции закрепились вследствие эволюции и отдельно отметил приспособительную функцию эмоций. С помощью них организм приспосабливается к окружающей среде, привыкает к ней и становится способен к дальнейшему развитию и эволюции. Ученый выявил, что при успешном удовлетворении потребности, у человека возникает положительная эмоция и тем самым он запоминает как ему следует действовать в дальнейшем, так происходит закрепление. Если же потребность не удовлетворяется, то человек переживает отрицательную эмоцию. Тогда может возникнуть беспокойство и тогда ему приходится искать другие пути решения для удовлетворения своей потребности.

Невербальные проявления эмоций

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители! Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы.

Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, что означает невербальное проявление эмоций? Что вообще означает термин «ЭМОЦИИ» в психологии? Осветите значимые термины в данном вопросе.

Жду вашего экспертного мнения…  

В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для эффективного понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в основе или фундаменте.

 ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХИКА, ЭМОЦИИ.  

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, память и т.д.), специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

ЭМОЦИИ – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Так, что же принято понимать под невербальным проявлением психики? Что же такое невербальное общение? Невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными.

А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.

  А теперь давайте наглядно рассмотрим виды невербального проявлений эмоций у человека:

— голос — мимика — жесты — позы, движения.  

В заключении хочется добавить, что каждое из невербальных проявлений наносит определенный след на личность, своеобразно формирует ее. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.  

Желаем удачи и успехов в учебе!

Чувства – одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Читайте также:  Страх общения с людьми: 23 способа избавиться от него!

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социа-лизирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потреб-ности и интересы человека.

Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций (рис. 1).

Основные функции эмоций
Приспособительная
Сигнальная
Побудительная
Подкрепляющая
Коммуникативная
Переключательная

Рис. 1. Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.

Побудительная функция определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, сближение и т.д.).

Отрицательные эмоции обладают полярными побудительными свойствами.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

«Метапозиция»

«Метапозиция» — это такое состояние, когда вы смотрите на ситуацию как бы со стороны. Как если бы вы наблюдали за собой и своим собеседником, например, с балкона, то есть отстраненно.

Таким образом вы как бы «выходите из ситуации», оставляя все свои эмоции внутри нее, и имеете возможность посмотреть на происходящее объективно.

Используя «метапозицию», обратите внимание, как двигаются люди в ситуации, которую вы наблюдаете. Какие слова говорят друг другу? Каким тоном разговаривают? Какие используют жесты? Как себя чувствуют сейчас? Задумайтесь: чего может хотеть каждый из них в этот момент? Как бы они могли договориться об этом?

Попробуйте прямо сейчас начать тренировать этот навык. Посмотрите со стороны на человека, который читает статью. В какой позе он сидит? Удобно ли ему? Какие эмоции он сейчас испытывает? О чем думает?

Получилось увидеть себя со стороны? В напряженный момент это несколько сложнее сделать, но попытаться стоит. Отстранившись от ситуации, вы сразу снизите интенсивность испытываемых эмоций.