Определяем и находим свои социальные потребности

Всем привет! Социальные потребности человека выражаются в особом виде нужд. Проявляются посредством стремления оказаться частью социума и получить желанное признание от него. Не получая желаемого, человек ощущает себя неполноценным.

Ответ

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всем том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всем том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.

Основные разновидности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Читайте также:  Агрессивная тактика настольного тенниса. Тренировка

Огромное значение в жизни личности играет творчество, благодаря которому человек не только имеет возможность выражать своё внутреннее состояние посредством той или иной формы (к примеру, в виде музыки или танца), но и может полноценно взаимодействовать с другими людьми. Хоть эти желания называют вторичными (по времени их появления), по важности они практически не уступают биологическим потребностям, так как именно они придают смысл человеческой жизни.

Как определить социальные потребности у человека?

Философ и психолог Эрих Фромм разделил социальные потребности на следующие подгруппы:

  • Связь с общественной группой.
  • Привязанность к близким (дружба, любовь).
  • Самоутверждение.
Как определить социальные потребности у человека?
  • Самосознание.
  • Обретение идеала.

По теории Д. МакКлелланду (психолог США) потребности в общении складываются из типа личности и мотивации:

  • Власть. Такие люди привыкли все контролировать, и делятся на две категории: одни не хотят власти для себя и стремятся использовать её для помощи другим людям, вторые желают иметь власть только ради неё самой.
  • Успех. Удовлетворяется, когда дело успешно завершено. В противном случае, приходится брать контроль в свои руки. И не всегда есть желание его повторить.
  • Причастность. Когда человек ищет поддержку ото всех и стараемся не выходить на конфликт.

Базовые потребности в общении:

Как определить социальные потребности у человека?
  • Трудовая деятельность. Используется для поддержания отношений с коллективом, получения уважение от окружающих, развития умений и заработка.
  • Развитие. Приобретение знаний, желание постигнуть новое, обучиться неизведанному.
  • Общение. Необходимо человеку по природе, иначе есть опасность полной деградации личности.

Роль искусства

Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.

В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.

Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.

Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.

Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.

Читайте также:  10 признаков, что вы встречаетесь с идеальным будущим мужем

Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.

Теории классификации потребностей

Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

— материальные и духовные;

— преимущественно социальные и преимущественно биологические;

— социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;

— насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Потребности в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.

Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологам Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. На рис. 1 изображена пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.

Удовлетворение социальных потребностей

В связи с развивающимся миром менялась и терминология социальных потребностей. В современном мире люди все чаще стараются избегать социализации. Развитие технологий, интернета, социальных сетей, гаджетов заставляют людей меньше контактировать между собой вживую.

Есть общий перечень рекомендаций, позволяющий реализовать социальные нужды. Человек самостоятельно организовывает собственную деятельность, от того ему приходится контактировать с окружающими людьми, проявляя инициативу.

Человек не рождается с развитым навыком коммуникабельности, данная способность подлежит тренировки, выражающейся в постоянном общении с людьми.

Получение новых знаний. Присутствие на вебинарах, массовых мероприятиях, обычных встречах способствует не только получению новых знаний, но и развитию коммуникабельности.

Человеку очень важно понимать, кто он такой. Понять это поможет проведение рефлексии. Благодаря подробному самоанализу можно определить свои сильные и слабые стороны. Обрести самоуважение способны исключительно уверенные в себе люди.

Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни

Некоторые люди говорят: “Это, конечно, все круто, но зачем мне нужна эта пирамида?” Возможно, сейчас она вам и не нужна, но не спешите от нее отмахиваться. Мы с описанной схемой знакомимся с рождения малыша.

Если у вас уже был такой счастливый опыт, вспомните, с удовольствием ли ребенок 3 – 6 месяцев улыбается вам или общается, если реально голоден? Нет, конечно! Пока вы не покормите маленького “прожорку”, ни о каком милом малыше и речи не идет, вы видите перед собой возмущенного и кричащего человечка, которого еще попробуй не накорми!

Читайте также:  Возвращаются ли мужчины после расставания

То же самое относится к семейным отношениям. Если у вас с супругом(-ой) будут разные потребности, рано или поздно в таком браке начнутся проблемы. Например, вы любите активный отдых, она нет. Вы стремитесь посещать театры, культурные мероприятия, а он все свободное время играет в компьютерные игры и двух слов в предложении связать не может…

В семье взаимодействуют не только супруги. Вам же нужно еще и со своими подростками отношения выстраивать. Например, возьмем потребность в принадлежности у подростка. Стремясь ее удовлетворить, такие “детки” могут и об учебе забыть, о моральных ценностях, о поведении в рамках закона.

Применение пирамиды Маслоу в сферах жизни

Ну что мы все о семье, да о семье (хотя это моя любимая тема!)? Рассмотрим теперь сферу работы человека. Если он бьется, бьется, а обеспечить себя при работе “сам на себя” не получается, то теряется спокойствие, сон неспокойный, тревога и все плохо. Почему? Потому что он не высыпается (минус 1-й уровень) и не чувствует себя обеспеченным на завтра (минус 2-й уровень). О каком развитии может идти речь?

Когда не получается таким образом заработать, найдите работу, пусть нелюбимую, но которая даст возможность несколько месяцев не думать: “Что же мне поесть завтра?”

Почему сейчас многие рекламы на билбордах, картинки в телевизоре пестрят полуобнаженными женщинами и медленным перетеканием, поеданием или жеванием продуктов питания? Да все просто. Маркетологи успешно пользуются пирамидой Маслоу, побуждая ваш интерес к товару через базовые физиологические потребности!

В чем ее суть?

Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.

Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:

  1. Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
  2. Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.
В чем ее суть?

Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.