Социальная роль: примеры и классификация

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Социальные объединения

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых…

Социальная психология Социально-психологическое мышление Социальные объединения Объединения Группы Социальный

Примеры ролей

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. –
  2. Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. –
  3. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. – К.: «Рута», 2001. – 563 с.
  4. Гройсман А.Л. Проблемы ролевой психотерапии.
  5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 320с.
  6. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / под ред.
  7. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. – (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  8. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с. – (Серия «Учебник для вузов»).
  9. Мкртумова И.В., Шафигуллина И.С. Основные социальные роли клиентов страхования: структура, особенности,  причины // Вестник ТИСБИ. 2004 г. №4.
  10. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
  11. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Библионика, 2006. – 496 с.
  12. Статусы и роли. –
  13. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. – 428 с.
  14. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000. – 272 с.
  15. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоморфных, депрессивных и тревожных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2, с. 61-90.
  16. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с анг. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. – 544 с.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Читайте также:  Беспокойный сон у грудничка: причины и что делать

Виды и определения малых социальных групп

В данном случае они следующие:

  • Группа — конгломерат. Члены ее между собой не знакомы, но оказались в одно и то же время на одной территории. Можно сказать, что они еще не осознали, что цель их деятельности — общая и единая.
  • Номинальная группа. Это совокупность людей, которые собрались вместе и получили общее наименование.
  • Группа — ассоциация. Этих людей объединяет только общая цель и совместная деятельность. Признаки психологической связи отсутствуют.
  • Группа — кооперация. Общность людей, активно взаимодействующих между собой. Их связывает цель — добиться определенного результата в своей деятельности. Отличительными особенностями является групповой опыт и подготовленность.
  • Группа — автономия. Это целостная и обособленная совокупность людей, которые работают на достижение общей цели. Для них важно удовлетворение не только результатом, но и удовольствие от активности внутри общности.
  • Группа — корпорация. То же самое, что и кооперация, но отличие заключается в наличии организационного и психологического единства. Для такой группы характерны гиперавтономность, замкнутость, закрытость и изоляция от других общностей.
  • Коллектив. Группа, обладающая высоким уровнем социального развития и принципами высокого гуманизма. Участники коллектива добиваются совместной общей цели путем гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей.
  • Гомфотерный («сбитый») коллектив. То же самое, что и коллектив, только ко всем прочим признакам и качествам прибавляется психофизиологическая совместимость. Примером может служить экипаж космического корабля.