Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

Классификации: все основные виды эмоций
Тип Описание Примеры
Позитивные Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
Негативные Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
Нейтральные Напрямую не влияют на действия индивидуума. Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

Классификации: все основные виды эмоций
  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

Классификации: все основные виды эмоций
  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Психолог Дарья МилайЗаписаться на прием

Классификации: все основные виды эмоций

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Общение

Общение– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивнаясторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивнаясторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

  1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
  2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Читайте также:  Как начать танцевать, если никогда этого не делал

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Теории возникновения эмоций

Первой физиологической теорией возникновения эмоций считается периферическая теория, предложенная Джеймсом и Ланге (W. James, С. Lange, 1884— 1885). Согласно их представлениям, эмоции являются следствием изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, вызываемых соответствующими стимулами. Эта теория может быть применена для объяснения эмоций соматовегетативного генеза, однако не может объяснить происхождение эмоций высшего, особенно социального, уровня. В 1927—1928 годы была выдвинута центральная, или таламическая, теория У. Кеннона и Барда (Ph. Bard), основанная на том, что именно в таламусе (см.) под влиянием приходящей туда афферентной импульсации формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются эффекторные реакции на периферии, характерные для той или иной эмоции. В соответствии с теорией Пейпса (J. W. Papez, 1937), главная роль в формировании эмоций принадлежит лимбическим структурам мозга. Эмоциональные возбуждения, возникающие в гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину (рецептивное поле эмоциональных переживаний, так наз. «круг Пейпса»). Распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий создает, по мнению Пейпса, эмоциональную окраску психических процессов. Обозначая лимбические структуры мозга как висцеральный мозг, П. МакЛейн (1958) связал формирование эмоций с регуляцией работы внутренних органов. По его мнению, для выражения эмоций участие неокортекса не является обязательным. Основываясь на функциях ретикулярной формации (см.), Д. Линдсли (1951) сформулировал так наз. активационную теорию. Он считает, что внешние и внутренние сенсорные стимулы активируют ретикулярную формацию (см.) ствола мозга, которая посылает импульсы в гипоталамус (см.), таламус и кору головного мозга, вызывая активацию этих структур и появление эмоций того или другого знака. Предложенная в 1949 году П. К. Анохиным биологическая теория эмоций основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Это свойство живой материи оказалось полезным для выживаемости и позволяет живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в первую очередь повреждающих, факторов. Эмоции производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Играя роль своеобразного пеленга, эмоции позволяют организму выработать ответную реакцию, часто даже прежде, чем определена локализация воздействия. Согласно информационной теории П. В. Симонова (1966), эмоциональное состояние организма обусловливается, с одной стороны, отрицательными эмоциями, сопровождающими исходные потребности организма, с другой стороны — вероятностным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей; интегральная оценка мозгом двух факторов — потребности и вероятности ее удовлетворения — может служить необходимым и достаточным условием активации аппарата эмоций.