Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Развиваем общую моторику

Занятия ребенка упражнениями по развитию крупной моторики позволяют укрепить костно-мышечную систему, выправить осанку, развить чувство равновесия, выработать координацию движений. Выполняя сложные физические упражнения, малыш задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. Такая координация позволит в будущем быстрее осваивать сложные навыки.

Хорошим подспорьем для развития крупной моторики является и повседневная помощь по дому. Уборка, приготовление пищи, уход за домашними животными может стать и тренировкой для мышечной системы ребенка, и частью воспитательного процесса. Физическая активность позволит избежать возникновения таких неприятностей, как сколиоз и плоскостопие, и подготовит ребенка к нагрузкам в начальной школе.

Развить общую моторику помогут:

  • Физическая зарядка. Достаточно регулярно проводить с ребенком 7−10-минутную зарядку с выполнением простых упражнений, чтобы поддерживать костно-мышечную систему в тонусе.
  • Подвижные игры. Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в любых играх, поэтому родители часто используют их для обучения чтению, счету, письму и другим навыкам. В основном, это настольные игры — тихие, спокойные, направленные на интеллектуальное развитие. Однако не стоит забывать и об активных играх, требующих движения и скорости реакции. Они не только увлекательны, но и очень полезны для развития крупной моторики. Игры с мячом, в классики и городки, «Выше ноги от земли» и многие другие — эффективные помощники в этом деле.
  • Спорт. Речь идет не столько о профессиональном спорте, польза которого находится под большим вопросом, сколько о любительских занятиях. Катание на роликах, велосипеде и лыжах, бег, каратэ, баскетбол и футбол — все эти виды спорта помогут в развитии крупной моторики дошкольника.
  • Танцы. Если спорт ребенка не вдохновляет, то можно записать его на занятия танцами. Они также развивают координацию, концентрацию внимания, память и держат мышцы в тонусе.

Все вышеперечисленные занятия эффективно работают на развитие общей моторики, а также гибкости, равновесия, быстроты, смекалки и находчивости. Здоровый, физически развитый ребенок, как правило, хорошо ест и спит, пребывает в бодром и вдохновленном состоянии, легко соглашается на участие в различных занятиях, предлагаемых родителями. Навыки, приобретенные ребенком в процессе обучения, надо периодически повторять и закреплять. Многие приемы и движения (например, бег на лыжах) дети самостоятельно освоить не могут, поэтому необходима помощь старших. Хорошо практиковать утреннюю гимнастику и активные прогулки выходного дня, формируя у ребенка привычную потребность в движении.

Читайте также:  Причины ревности, воздействие на отношения

Упражнения на развитие крупной моторики можно выполнять и в середине дня, например, в качестве небольшого перерыва во время просмотра мультфильма по телевизору или чтения книжки — подтянуться, поприседать, попрыгать на одной ножке, покрутить обруч. Главное, чтобы занятия были регулярными и не выматывающими, т.к. их задача заключается в развитии моторики, а не достижении спортивных рекордов.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важноИгры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Читайте также:  Эглонил: побочные действия, показания, дозировка

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Читайте также:  Как понять что нужно расстаться с парнем

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Занимаемся рукоделием: реабилитация с пользой

Оказывается, рукоделие является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Если больной уже в состоянии более уверенно, чем на начальном этапе реабилитации, работать руками, предложите ему выбрать какой-нибудь приятный ручной труд. Это может быть:

  • Вязание спицами или крючком;

  • Вышивка нитками-мулине или бисером;

  • Лепка из глины, теста или пластилина;

  • Макраме;

  • Ручное шитье;

  • Пришивание пуговиц (в том числе создание аппликаций из пуговиц);

  • Оригами и многое другое.

И даже неважно, занимался ли больной подобным ручным трудом до болезни или нет. Важно соблюсти ряд условий. Занятие должно быть:

  • Желанным и приносить радость;

  • Безопасным: если у больного наблюдаются серьезные проблемы с координацией движений, не стоит предлагать ему в качестве рабочего инструмента иглы, спицы или иные острые предметы;

  • Полезным и мотивированным: к примеру, вязание носков будет в радость и пойдет быстрее, если озадачиться тем, чтобы к наступлению зимы все члены семьи были обеспечены теплыми носками. Красивые предметы ручной работы и поделки можно также использовать в качестве дружеского подарка или отправить на благотворительную ярмарку.

Не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия окажут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторики, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.

Работайте руками в удовольствие, на здоровье и всей семьей!