Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.
Развиваем общую моторику
Занятия ребенка упражнениями по развитию крупной моторики позволяют укрепить костно-мышечную систему, выправить осанку, развить чувство равновесия, выработать координацию движений. Выполняя сложные физические упражнения, малыш задействует оба полушария головного мозга, обдумывая каждое свое действие. Такая координация позволит в будущем быстрее осваивать сложные навыки.
Хорошим подспорьем для развития крупной моторики является и повседневная помощь по дому. Уборка, приготовление пищи, уход за домашними животными может стать и тренировкой для мышечной системы ребенка, и частью воспитательного процесса. Физическая активность позволит избежать возникновения таких неприятностей, как сколиоз и плоскостопие, и подготовит ребенка к нагрузкам в начальной школе.
Развить общую моторику помогут:
- Упражнения с массажным мячом. Развитие …
- Упражнения с массажным мячом. Развитие …
- Для родителей из серии «Возьми с собой …
- Corpo humano …
- Что такое крупная и мелкая моторика …
- Физическая зарядка. Достаточно регулярно проводить с ребенком 7−10-минутную зарядку с выполнением простых упражнений, чтобы поддерживать костно-мышечную систему в тонусе.
- Подвижные игры. Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в любых играх, поэтому родители часто используют их для обучения чтению, счету, письму и другим навыкам. В основном, это настольные игры — тихие, спокойные, направленные на интеллектуальное развитие. Однако не стоит забывать и об активных играх, требующих движения и скорости реакции. Они не только увлекательны, но и очень полезны для развития крупной моторики. Игры с мячом, в классики и городки, «Выше ноги от земли» и многие другие — эффективные помощники в этом деле.
- Спорт. Речь идет не столько о профессиональном спорте, польза которого находится под большим вопросом, сколько о любительских занятиях. Катание на роликах, велосипеде и лыжах, бег, каратэ, баскетбол и футбол — все эти виды спорта помогут в развитии крупной моторики дошкольника.
- Танцы. Если спорт ребенка не вдохновляет, то можно записать его на занятия танцами. Они также развивают координацию, концентрацию внимания, память и держат мышцы в тонусе.
Все вышеперечисленные занятия эффективно работают на развитие общей моторики, а также гибкости, равновесия, быстроты, смекалки и находчивости. Здоровый, физически развитый ребенок, как правило, хорошо ест и спит, пребывает в бодром и вдохновленном состоянии, легко соглашается на участие в различных занятиях, предлагаемых родителями. Навыки, приобретенные ребенком в процессе обучения, надо периодически повторять и закреплять. Многие приемы и движения (например, бег на лыжах) дети самостоятельно освоить не могут, поэтому необходима помощь старших. Хорошо практиковать утреннюю гимнастику и активные прогулки выходного дня, формируя у ребенка привычную потребность в движении.
Упражнения на развитие крупной моторики можно выполнять и в середине дня, например, в качестве небольшого перерыва во время просмотра мультфильма по телевизору или чтения книжки — подтянуться, поприседать, попрыгать на одной ножке, покрутить обруч. Главное, чтобы занятия были регулярными и не выматывающими, т.к. их задача заключается в развитии моторики, а не достижении спортивных рекордов.
Развитие мелкой моторики у детей
Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.
Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:
- застегивать пуговицы;
- писать;
- рисовать и т.п.
важноИгры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.
Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.
Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.
Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

- Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
- Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
- Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
- Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
- Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
- Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
- Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
- Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
- Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
- Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
- Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
- Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
- Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.
Занимаемся рукоделием: реабилитация с пользой
Оказывается, рукоделие является одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Если больной уже в состоянии более уверенно, чем на начальном этапе реабилитации, работать руками, предложите ему выбрать какой-нибудь приятный ручной труд. Это может быть:
-
Вязание спицами или крючком;
-
Вышивка нитками-мулине или бисером;
-
Лепка из глины, теста или пластилина;
-
Макраме;
-
Ручное шитье;
-
Пришивание пуговиц (в том числе создание аппликаций из пуговиц);
-
Оригами и многое другое.
И даже неважно, занимался ли больной подобным ручным трудом до болезни или нет. Важно соблюсти ряд условий. Занятие должно быть:
- Из детства — в отрочество. Программа …
- Упражнения с массажным мячом. Развитие …
- Что такое крупная и мелкая моторика …
- Упражнения с массажным мячом. Развитие …
- Развитие мелкой моторики у инвалидов с …
-
Желанным и приносить радость;
-
Безопасным: если у больного наблюдаются серьезные проблемы с координацией движений, не стоит предлагать ему в качестве рабочего инструмента иглы, спицы или иные острые предметы;
-
Полезным и мотивированным: к примеру, вязание носков будет в радость и пойдет быстрее, если озадачиться тем, чтобы к наступлению зимы все члены семьи были обеспечены теплыми носками. Красивые предметы ручной работы и поделки можно также использовать в качестве дружеского подарка или отправить на благотворительную ярмарку.
Не следует рассчитывать на то, что перечисленные упражнения и занятия окажут мгновенный эффект. Как и другие реабилитационные мероприятия, они действуют постепенно. Однако если не лениться, запастись терпением и планомерно, изо дня в день заниматься развитием мелкой моторики, то даже у самых тяжелых больных будет прослеживаться положительная динамика.
Работайте руками в удовольствие, на здоровье и всей семьей!