Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

То, о чем мы сейчас расскажем, очень сильно может помочь самим родителям, ведь именно от них зависит, каким вырастет ребенок. Не надо думать, что малыш сам сможет развивать свои способности, напротив: все, чему вы захотите его обучить, будет ему совершенно неинтересно. Тем не менее, сделать это придется. Итак, приступим.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых». Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Что это такое самостоятельность ребенка

Под термином самостоятельность родители не всегда понимают истинное определение. Без помощи посторонних принимать пищу, одеваться или проводить другие действия, которые соответствуют нормальному развитию человека, еще не относится к этому понятию. Точнее назвать самостоятельностью можно свойство личности, характеризующее следующими способностями ребенка:

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.
Что это такое самостоятельность ребенка

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Самый ответственный период

Воспитание ребенка до года. Как воспитывать ребенка до года нужно знать еще до его рождения, это поможет избежать многих ошибок. До года основное внимание обращают на физическое воспитание малыша. Происходит очень быстрая перестройка организма. Месячный младенец учится поднимать и держать головку.

В первый месяц жизни новорожденный еще не умеет управлять своими конечностями, часто плачет по непонятной причине. В два месяца малыш немного осваивается и даже начинает улыбаться маме.

На третий месяц он уже хорошо держит головку и пытается повернуться набок или со спины на живот. В четыре месяца, освоив навык поворота, младенец пытается сесть, но чаще всего это происходит в пять или шесть месяцев. На этом этапе торопить малыша нельзя. Не нужно сажать его, если сам он еще сидеть не умеет.

Для ребенка в 8 месяцев открывается большой мир комнаты, благодаря умению ползать или передвигаться в ходунках. В восемь месяцев детки встают на ножки, но ходить еще не пытаются. Годовалый малыш чаще всего пробует ходить самостоятельно, используя предметы или руки родителей, как поддержку.

Воспитание малыша в один месяц не менее важно, чем от 1 до 2 лет. Укрепить здоровье помогут ежедневные гигиенические процедуры: лечебный массаж, купание с отварами трав, гимнастика. Водные процедуры желательно начинать, когда заживет пупок. Необходимо выкладывать малыша на живот перед едой, чтобы он учился держать головку, и для предотвращения срыгивания и колик.

Читайте также:  Как избавиться от фобий: 8 эффективных способов

Возраст до трех месяцев – это время когда нервная, дыхательная и пищеварительная система младенца адаптируется к новому, незнакомому миру. Малыш нуждается в пристальном внимании и заботе, чтобы его пожалели, носили на ручках. Не нужно ему в этом отказывать. Воспитание ребенка в три месяца сводится к кормлению, массажу, гимнастике, вечерней ванне и утреннему умыванию, к прогулкам, рассматриванию окружающего мира и активной речи со стороны мамы.

Воспитание детей 4 месяцев предполагает более интенсивные физические упражнения.

Можно использовать в качестве снаряда фитбол или мамины (папины) руки. Не забывают о полноценном питании и своевременном введении прикорма.

Важно много разговаривать с малышом, если он не будет слышать постоянно обращенную к нему речь, может поздно заговорить и отставать в интеллектуальном развитии от сверстников. Маленьких детей укачивают под колыбельную песню, рассказывают им детские стишки и сказки. Если они еще не могут ответить, это не значит, что не понимают. Понимание в детях заложено с самого рождения.

Восьмой месяц, помимо физического развития, предполагает начало творческих занятий. Можно рисовать съедобными красками или лепить из теста. Для развития мелкой моторики пальчиков, можно дать бумагу, которую карапуз с наслаждением начнет рвать. Некоторые родители начинают занятия по кубикам Зайцева или по карточкам с изображениями букв, цифр, животных и предметов.

Успешное воспитание до года всегда дает хорошие результаты. При постоянных занятиях с грудничком, он рано начнет ходить, говорить, будет реже болеть. У такого малыша есть больше шансов регулярно посещать ясельную группу, освобождая маме и папе время для работы. Поэтому мамины усилия и труд будут являться прочным фундаментом детского благополучия. Говоря откровенно, очень жаль детишек, которые целые дни проводят в детском саду.

Детям необходимо детское общество, но еще больше нужна мамина забота и внимание. Поэтому имея возможность работать на дому и уделять больше внимания детям, используйте ее обязательно.

Как воспитывать ребенка в 1 год? Воспитание ребенка от 1 года отличается расширением возможностей для обучения и формированием характера малыша.

Учим ребенка быть самостоятельным через игру

Подготовьте лист бумаги или ватмана.

Если ребенок еще не умеет читать, воспользуйтесь картинками. Наклейте на лист бумаги картинки на тему: «Одеваемся на улицу». Приклейте в нужном порядке картинки, где изображены, например, вначале колготы, затем кофта, затем штаны и т.д.

Когда малыш будет одеваться на улицу, он подойдет к этому плакату и посмотрит, что же одевать теперь. Такая игра обычно нравится всем деткам. Подобного рода плакаты можно сделать не только на тему: «Одеваемся на улицу», но и на любые другие темы.

Например, Вы хотите приучить малыша самостоятельно следить за порядком в комнате. Для этого наклейте на лист бумаги картинки: с игрушками на полу (значит необходимо убрать игрушки с пола), с игрушками на столе, с цветами (значит необходимо полить цветы), с кроватью (значит необходимо заправить кровать) и т.д. Ребенку на этом плакате можно предложить ставить плюсики возле каждого выполненного действия. Для этого ежедневно чертите столбец, где ребенок станет делать необходимые значки.

Такой прием приучения к самостоятельности подойдет и для детей школьного возраста. Только вместо картинок можно делать записи. Например, этим способом можно приучить ребенка: умыться после сна, заправить кровать, готовить уроки и т.д. Все это можно изложить на бумаге.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – французская актриса, которая решила себя посвятить материнству. Она так углубилась в эту тему, что разработала свою методику воспитания, объединив подходы М. Монтессори и Г. Домана. Свой опыт С. Лупан описала в книге «Поверь в свое дитя».

Как воспитывать

Основное внимание уделяется тому, чтобы и ребенок, и родители получали радость и удовольствие от совместных занятий. Это значит, что необязательно каждая минута обучения должна приносить пользу, это время можно потратить на удовлетворение интереса малыша.

Родители должны наблюдать за своими детьми и подмечать, что вызывает у них эмоции, какие новые знания они хотели бы получить. Важно, что они не подаются как голые факты, а заставляют анализировать и рассуждать. Таким образом, ребенок получает большой объем информации об окружающем мире.

Читайте также:  Интроверты и экстраверты: совместимость в браке и отношениях пары

Воспитание и обучение по такой методике не контролирует усвоение материала, а многие занятия проводятся в игровой форме.

Сесиль Лупан обращает внимание родителей на следующие моменты:

  • не стоит излишне опекать малыша – это вредит его развитию, препятствует творчеству и приучению к самостоятельности;
  • каждый ребенок индивидуален, поэтому ни одна инструкция по его воспитанию и развитию не даст идеального результата, стоит выбирать ко всем детям индивидуальный подход;
  • дети всегда должны чувствовать любовь и заботу своих родителей через объятия поцелуи и похвалу, потому что это один из самых важных элементов развития.
Методика Сесиль Лупан

Преимущества и недостатки

У методики Сесиль Лупан, как и у остальных, есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Недостатки:

  • многие вещи знакомы мамам и без чтения книги: колыбельные, потешки и др.;
  • не предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики и координацию движений;
  • не все родители могут уделить столько времени для занятий с ребенком.

Методы воспитания самостоятеьности у детей

  1. Основной прием — не мешать ребенку. Если двухлетняя дочь решила вытереть разлитый сок вашим носовым платком, не нужно ей в этом мешать. Ребенок понял, что сделал плохо и принял решение об уборке. В крайнем случае, предложите ей другую тряпочку, но не ругайте и не отбирайте платок. Обязательно поблагодарите и похвалите помощницу. Похвала — основной инструмент в воспитании самостоятельности.
  2. Важен личный пример. Ребенок удивится, если его будут заставлять делать то, что в семье не принято. А вот подражать взрослым все малыши очень любят.
  3. Как можно раньше дать ребенку настоящие обязанности по дому, которые будет выполнять только он. Поливка домашних растений, кормление животного, протирание пыли, расстановка посуды и так далее. Осознание того, что его воспринимают как взрослого, придаст ребенку уверенности в себе.
  4. Не пытайтесь устраивать занудные занятия. В таком возрасте ребенок с энтузиазмом реагирует на просьбы взрослых помочь и естественно очень любит играть. Это и используйте.
  5. Почаще советуйтесь с ребенком. Спрашивайте, куда пойти на прогулку, пусть ребенок сам выбирает маршрут. Узнавайте его мнение по поводу одежды. Предложите две или три маечки на выбор, когда собираетесь одеть малыша. Все это сделает ребенка более зрелым. Он осознает, что постоянно делать выбор, действовать самостоятельно — это нормально.

Итак, если вы не будете мешать малышу, слишком его ограничивать и постараетесь поделиться собственным опытом, вы воспитаете самостоятельного человека, способного жить без посторонней опеки и в будущем стать уже вашей опорой.

Вам может быть интересно:  Надомное обучение для школьника: варианты       Развитие памяти у детей       Как научить ребенка читать

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  1. Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  2. Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  3. Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики воспитания Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  4. Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  5. Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  6. Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  7. Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.

Читайте также:  Как отучить ребенка грызть ногти в 3 года

Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Комплексные задачи

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:

  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности.

Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.

Самоорганизация

Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:

  • развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше — купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон — лишние функции будут отвлекать его от главного);
  • для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
  • если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант — записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.
Как вырастить ребенка самостоятельным?

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее

Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон. В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.