ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В процессе общения люди следуют определенным правилам в речи. Особой форме общения между людьми, которая облегчает процесс взаимодействия и ставит собеседников в определенные рамки. Как и у любой коммуникативной формы, у правил поведения речи имеются признаки и назначение.

 ФОРМАЛИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ

Формализация характеризует набор средств, используемых организацией для ограничения свободы выбора работников в процессе их деятельности. Формализация поведения – это способ стандартизации процесса труда и регламентации деятельности человека, ведущий к вертикальной дифференциации труда и предполагающий отделение процесса исполнения от процесса замысла трудовой деятельности посредством разного рода спецификаций, например технологических карт. Формализация осуществляется в трех формах:

1. Формализация, связанная с содержанием труда, на конкретном рабочем месте предполагает определение последовательности этапов работ и их продолжительности. Примером могут служить должностные инструкции.

2. Формализация, связанная с процессом труда, наблюдается в организациях, использующих наборы методов и процедур в виде инструкций, указывающих конкретному работнику порядок выполнения того или иного задания.

3. Формализация поведения в организации с помощью регламентирующих правил и процедур, определяющих поведение во всех возможных ситуациях. В таких регламентирующих документах учитываются все типы возможного поведения в организации.

Формализация характеризует определенную степень стандартизации и достигается следующими способами:

1) посредством отбора работников с целью определения степени соответствия кандидата характеру и квалификации работы, на которую он претендует;

2) использование набора правил и процедур, указывающих служащим, что они должны делать и каким образом выполнять порученное им задание;

3) обучение и социализация, т. е. совокупность профессиональных знаний и требований, предъявляемых к определенному рабочему месту. Если они определены, то организация может либо включить их в качестве критериев найма на работу и осуществлять отбор кандидатов в соответствии с этими критериями, либо создавать программы по обучению и социализации работников с тем, чтобы они соответствовали этим критериям.

Читайте также:  Недержание мочи (энурез) у мальчиков: симптомы и лечение

Организации, использующие технику формализации для прогнозирования и контроля своего поведения, относятся к классу бюрократических. Бюрократическая структура предполагает, что поведение организации и ее компонент можно предопределить, т. е. оно стандартизировано. Органическая структура основана на слабом или умеренном использовании техники формализации. Характерными чертами такой структуры являются: неформальные отношения; подгонка и переформулировка индивидуальных заданий в процессе взаимодействия членов организации; упразднение понятия ответственности как органического набора прав и обязанностей (никто не «переадресует» вверх или вниз возникающие проблемы, ссылаясь на чьи-то обязанности); решения принимаются в тех подразделениях, где для этого имеются соответствующие знания и опыт, и именно эти подразделения (структурные блоки) становятся центрами власти, контроля и коммуникаций.

Идея языковых игр Людвига Витгенштейна

Термин «языковая игра» был введен австрийским ученым Людвигом Витгенштейном в работе «Философские исследования» в 1953 году. Анализируя сущность игры вообще и языковой игры в частности, философ делает вывод о невозможности формулировки точного и исчерпывающего определения первого из понятий ввиду многообразия типов игры и различия присущих им признаков.

Разработанная Витгенштейном концепция базировалась на трех принципах, представленных в виде рис.1.1.

Рис.1.1. Принципы концепции Витгенштейна

Языковые игры — своеобразный аналитический метод (совокупность приемов) прояснения языка, высвечивания его функций, работы. Он мыслится как поиск выходов из разного рода концептуальных тупиков, которыми изобилует философская традиция. Именно для этого Витгенштейн придумал свои принципы игр и наработал богатую практику их применения.

Идея языковой игры предполагает, что язык — явление в принципе нестатичное, что он — подобно исполнению музыки, сценическому действию, спортивным и иным играм — динамичен по самой своей природе, живет лишь в действии, деянии, в практике коммуникации.

В основу понятия языковой игры положена аналогия между поведением людей в играх как таковых и в разных системах реального действия, в которые вплетен язык. Их подобие усматривается, в частности, в том, что и там и тут предполагается заранее выработанный комплекс правил, составляющих, скажем так, как бы устав игры.

Читайте также:  лБЛ РТБЧЙМШОП ПВЙЦБФШУС, Й НБОЙРХМЙТПЧБФШ НХЦЮЙОПК

Этими правилами задаются возможные для той или иной игры (системы поведения или формы жизни) комбинации ходов или действий. Ведь игра без правил — не игра: резкое изменение правил способно парализовать игру. Вместе с тем правила определяют логику игры нежестко, предусматриваются вариации, творчество. Система действий, подчиненная жестким правилам, — это уже не игра. [4; ]

Под языковыми играми понимаются модели (образцы, типы) работы языка, его варьируемых функций. Подобно всяким моделям, предназначенным для прояснения усложненного, непонятного, языковые игры, выступают в концепции Витгенштейна прежде всего как простейшие или упрощенные способы употребления языка, дающие ключ к пониманию более зрелых и нередко неузнаваемо видоизмененных случаев.

Игры представляют собой образцы речевой практики, единства мысли-слова-дела, а также обстоятельств, при которых все это вместе взятое осуществляется, срабатывает. Для пояснения идеи языковой игры Витгенштейн иногда сравнивал ее с театральным спектаклем, где в одно целое объединены сценическая площадка, акты, действия, роли, конкретные сцены, слова, жесты (ходы в игре).

С точки зрения соответствия речевым реалиям языковые игры можно толковать как локальные области или аспекты языка, как целостные языки более простого типа, чем сложный современный язык, или же как практики обучения детей родному языку. Будучи упрощенными речевыми формами, языковые игры реально лежат в основе форм усложненных и потому служат удобной абстракцией, дающей ключ к их пониманию.

Языковые игры мыслятся как компоненты деятельности или формы жизни, притом не менее многообразные, чем сами жизненные практики. В разных ситуациях люди делают то или это, как правило, сочетая предметные и другие действия с речевыми.

В языковых играх как мысленном экспериментировании, проигрывании речевых вариаций, отчетливо выступает та особенность рассматриваемого метода, что он позволяет искусственно придумывать неограниченное многообразие случаев, оттеняя любую нужную для исследователя сторону дела, в том числе улавливать нюансы (тонкие оттенки поведения). [7; ]

Читайте также:  СДВГ или гиперактивность: темперамент, наказание маме, болезнь?

Возможности свободных вариаций здесь столь же неограничены, как и при изобретении игр в собственном смысле слова. В этом еще одна черта сходства предлагаемых приемов речевого прояснения с играми. Далее, не только в играх как таковых, но и в играх языковых применяется множество условных подстановок — принятие одного за другое, приписывание людям или предметам самых разных ролей по условным правилам, изменение смысловой нагрузки форм поведения, жестов, фраз и т.д.

Таким образом, языковые игры выступают как метод концептуального прояснения: скрытое в статике языка выявляется в его действии, динамике. Игровыми приемами за внешне неподвижными масками слов, фраз открываются как бы живые лица с множеством выражений и гримас.

Можно ли применять выученные правила?

Как говорит ведущий американский лингвист Стивен Крашен, человек может «учить» язык и может «осваивать» его. Первое – это сознательный процесс. Второе – бессознательный.

Так вот, сознательное применение «выученных» правил очень сильно ограничено. Когда мы общаемся, слушаем, читаем мы можем использовать только то, что мы освоили бессознательно. На сознательное применение правил просто нет времени! Практически их можно использовать только при подготовке письменных текстов, да и то с оговорками.

Назначение речевого этикета

Первое назначение речевого этикета — это облегчения взаимодействия людей в официальных и неофициальных ситуациях. Существование правил поведения регулирует роли собеседников и позволяет эффективнее обменяться информацией. Люди в диалоге ощущают себя увереннее и свободнее, когда нужно действовать по устоявшемуся сценарию.

Культура речи вырабатывает необходимое отношение к людям разных статусов, возраста, пола, развивает нравственность в людях. Эти правила повышают уважение и доверие к людям, организациям, которые искусно ими владеют. Контроль речь, также, помогает избежать конфликтных ситуаций.

Нормы речи используются не только в профессиональном общении: применяются и при разговорах с друзьями, родными.