Завышенная самооценка у ребенка признаки

Родители, которые приходят к психологу, озвучивают разные проблемы своих детей: дерется, агрессивен, демонстративен, считает, что все должно быть по его, ни с кем не дружит, с ним никто не дружит, думает, что у него ничего не получится, или, наоборот, уверен, что ему любое море по колено, постоянно говорит «я ничего не могу». Но после детального разбора со специалистом часто упираются в одну и ту же проблему — в самооценку. 

Признаки заниженной самооценки ребенка

1. Он неохотно идёт на контакт с другими детьми, если попробовать выяснить причины, главное – боязнь быть высмеянным, отвергнутым, подвергнуться критике. 2. Ребёнок нервный, тревожный, легко поддаётся панике. 3. При овладении новыми навыками он заранее прогнозирует неудачу, поэтому может даже отказываться пробовать что-нибудь новое. 4. Достигнутый в каком-то деле успех он считает не закономерностью своего упорного труда и способностей, а редкой случайностью. 5. Ребёнок полностью зависит от мнения кого-то из других детей, старается во всём его копировать.

Существует, конечно, многих методик-опросников, позволяющих выявить низкую самооценку, но многие из этих признаков можно заметить в результате наблюдений за своим ребёнком. Вам в помощь очень простая методика «10 ступенек», которую можно провести в форме увлекательной игры (можно варьировать с высокой горой, деревом). Объясните ребёнку, что внизу находятся самые плохие дети, вверху – очень хорошие, и попросите нарисовать себя на той ступеньке, на которой он, по его мнению, должен стоять. Естественно, ребёнок с заниженной самооценкой изобразит себя внизу, с завышенной – на самых верхних ступеньках.

Читайте также:  Статья:: Управление эмоциями

Как поддержать самооценку, если она занижена

  1. Начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители сейчас часто боятся это делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: находить интересное в каждом рисунке, достижения в каждом действии. А самая лучшая поддержка — это простые слова «я верю, что ты справишься», «я уверен, что у тебя получится».
  2. Прекращаем критиковать. Не совсем, а конкретно этого ребенка. Критику его действиям вполне можно оставить. Но на одну критику нужно не забыть пять раз похвалить ребенка. 
  3. Избавляемся от ярлыков: «Ой, ну мой такой неряха, вечно вымажется весь и ходит!», «Доченька, ну что ж ты такая плакса!» Нытиков, упрямых ослов, нюнь выкидываем из нашей речи.
  4. Убираем завышенные ожидания. Что вы там хотели? Чемпиона мира по плаванию? Балерину Большого театра? Умение читать с четырех лет? Выдыхаем и наслаждаемся тем, как прекрасно, изумительно и высокохудожественно наше чадо ест песок в песочнице.
  5. Наблюдаем и выявляем, что у ребенка получается хорошо, кроме поедания песка. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение фенечек. А теперь активно это развиваем: катаемся наперегонки, отдаем на кружок по лего-конструированию, пробуем продавать фенечки в инстаграме. Таким образом мы показываем ребенку, что верим в него, что то, чем он занимается и в чем он успешен, интересно. 
  6. Даем поручения. Много, но мелких: по дому, по хозяйству, по силам и по настроению. Обычно дети в этом возрасте очень любят взрослые дела: выкидывать мусор, резать овощи, мыть полы, чинить стул, закручивая отверткой болтик. Каждый раз говорим спасибо, хвалим, рассказываем вечером папе погромче о том, какой золотой ребенок вам преподнесен Богом.

Возрастные особенности самооценки

В каждом возрасте есть свои особенности формирования адекватной самооценки у ребенка.

Читайте также:  Заговоры на возврат любимого мужчины после расставания

Дошкольный возраст. Маленькие дети обычно обладают завышенной самооценкой, и это совершенно естественно. Ведь они только учатся правильно оценивать себя и свои действия, их сознание эгоцентрично — сосредоточено на себе. Эгоцентричность поощряется старшими членами семьи, с их постоянными восторгами, «ути-путями» и гиперзаботливостью.

Младший школьный возраст. В этом возрасте, если воспитание разумное, происходит переход от завышенной самооценки к адекватной. Очень важно, чтобы школьные отметки, которые начинают ставить со второго класса, не занизили самооценку. Поэтому родители ни в коем случае не должны делать акцент на неудачах и слабостях школькника.

Средний школьный возраст. Уже немного повзрослевшие дети учатся самоанализу, и это делает их самооценку более объективной и адекватной. Появляется стремление к самостоятельности, некоторой независимости, но ребенок все еще нуждается в одобрении и умеренном контроле, коррекции его самооценки.

Старший школьный возраст. Обычно дети этого возраста имеют те или иные проблемы с формированием самооценки. Страх перед взрослой жизнью, выбором своего пути, экзамены, отношения с противоположным полом и с друзьями. Нередко подросток сталкивается с неудачами в одной из этих сфер или даже в нескольких. Родителям здесь нужно выключить критику и включить мудрое сочувствие, чтобы ребенок смог благополучно выйти из трудного возраста.

Причины

Прежде чем начинать что-то делать стоит разобраться, почему у человека возникает низкая самооценка. Без понимания источника проблемы решить её сложно и практически невозможно.

К причинам относят:

  • Детство

Если родители сравнивают малыша с другими, при этом сравнение не в лучшую сторону, то выросший ребёнок будет так же сравнивать себя с другими и при этом искать, чем же он хуже;

  • Поражения в прошлом
Читайте также:  Внутренняя мизогиния: понятие, причины, опасность

Если вы что-то попробовали, а оно не получилось и так повторилось несколько раз, то этого вполне достаточно для того, чтобы полностью разочароваться в своих силах;

  • Вина
Причины

Застревание в таком чувстве, как вина может привести к разрушению всей жизни. В этом случае человек не просто не верит в себя, а еще и не дает себе возможности сделать что-то из-за того, что он виноват.

Поэтому если вы чувствуете вину, то обязательно стоит искренне попросить прощения. Поверьте, если делать этого от всего сердца, то вас вряд не простят;

  • Прокрастинация или постоянное откладывание всего на потом

Это довольно частое явление в современном мире. Вокруг столько отвлекающих факторов (например, онлайн игры, неограниченный доступ к сериалам всего мира и т. д.), что человек откладывает важные дела в угоду развлечениям.

Но есть один нюанс: когда ты долго откладываешь все в дальний ящик, то рано или поздно кто-то возле тебя чего-то достигает. В результате ты пасешь задних, что не может не влиять на оценку своих возможностей;

  • Стремление к идеалу

Вокруг нас слишком большое информационное поле. И в результате мы стремимся к модной фигуре, модной работе. Если это не то к чему есть талант и способности, то достигать этого сложно. В результате успехов и веры в себя все меньше.

Преимущества и недостатки

Завышенное оценивание себя означает, что человек верит в собственные способности. Такие люди не боятся пробовать новое. Но слепая вера приводит к неадекватному восприятию объективного мира. Вот почему нельзя точно сказать, завышенная самооценка, хорошо это или плохо.

Восприятие себя должно быть адекватным. Если сравнивать завышенное и низкое самолюбие, стоит выбрать первый вариант.

Пониженная самооценка делает человека некоммуникабельным, замкнутым, трусливым. Завышенная заставляет его идти вперед.